Автор:
Нева Лидия Петровна,
преподаватель родного языка (ханты),
МДОУ «Оленёнок»
Приуральский район, с. Катравож
Цель: развитие и привлечение интереса детей дошкольного возраста к традиционной культуре, родному языку народа ханты. Воспитание любви к родной семье, большой и малой Родине.
В нашем детском саду в современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей, приобщение дошкольников к традициям, культуре своего края.
Предназначение:
С учетом этнокультурного компонента в МДОУ создана предметно-пространственная среда. Переносное мини-оборудование «Чум» устанавливается в группах, на игровой площадке на улице для организации сюжетно-ролевых игр, подвижных игр народов севера для детей дошкольного возраста от 2 до 8 лет.
Чум – это жилище оленеводов. Чтобы построить чум для игры нужны специальные палки (березовые) или как правильно их называют «шесты», всего10-12 штук. Для основания чума нужно завязать три шеста вместе. Остальные шесты ставят по обе стороны от основных, затем ставят передние шесты против входа и так пока не поставят все шесты. А затем покрывают чум. Покрытие чума сшито из сукна, украшенного национальным хантыйским орнаментом: «рога оленя», выполнены из разноцветного сукна. Внутреннее убранство чума: настил из прутьев и травы заменяем круглым ковриком, завязываем полог - это занавес, разделяющий спальное место, которое шьется из легкой ткани (ситец, марля, сатин). В пологе зимой тепло спать, летом полог защищает людей от комаров. Затем застилается постель: на матрас стелется красивый национальный коврик, вышитый национальным орнаментом, сверху кладут длинную национальную подушку расшитую узорами из сукна. Чум наполняется национальными игрушками, предметами быта, стилизованной национальной одеждой: ягушка, малица, пелеринки, национальные платья и рубашки для детей, национальные сумочки, куклы из утиного носа, берестяная люлька, куклы в национальной одежде, игрушки из дерева: нарточки, лодочка, буранчик. Чум готов, можно играть.
Сюжетно-ролевая игра «Чум»
Задачи:
1. Развивать представление о труде взрослых живущих в тундре: рыбака, оленевода, охотника, пастуха, чумработницы.
2. Развивать знания детей об устройстве чума (из чего состоит, какие предметы нужны для того чтобы его построить).
3. Воспитывать у детей уважение и интерес к национальной культуре местных народов, богатой своеобразными традициями и обычаями.
Дети с удовольствием играют в национальные игры, используя макеты, национальные куклы, образцы народного быта, яркие национальные костюмы народа ханты. Играя в игры народов севера, дети приобретают навыки и умения необходимые будущим охотникам, рыбакам, оленеводам, будущим хозяйкам - хранительницам домашнего очага. Дети включены в речевое общение на родном языке: исполнение песен, колыбельных, инсценирование сказок, разучивание стихотворений о родном крае.
В игре и через игру происходит общение на родном языке, формируются первоначальные умения и навыки практического владения ханты языком в устной форме.
За эту работу отдано 0 голосов.
Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!