Коллаж. Методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет |
пт., 04.04.2014 |
Автор:
Башканова Ирина Анатольевна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад №164
города Тюмени
Дошкольный возраст- важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи- одна из значимых задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Данное пособие поможет в решении этой задачи, адресовано оно родителям, воспитателям, учителям-логопедам.
Что же такое коллаж?
Коллаж- лист картона, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать
Составить коллаж можно взрослому совместно с ребенком, как в детском саду, так и дома. Можно выполнить несколько коллажей, затем собрать их в одну папку и периодически вспоминать их и придумывать новые игры, составлять сказки, рассказы. Это доставит огромное удовольствие и ребенку, и взрослому.Играя, ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составлять предложения,сюжеты, рассказы, сказки.
Коллаж используется в различных направлениях по развитию связной речи детей: автоматизации звуков, развитии грамматического строя речи, совершенствовании звукового и слогового анализа и синтеза, развитии памяти и мышления, голоса и интонации, составлении предложений, рассказов , сказок.
Возможны разнообразные варианты использования коллажа.
Игры со звуками
- Ø назови слова, которые начинаются на заданный звук
- Ø найди заданный звук в середине, в конце
- Ø найди самое короткое слово
- Ø найди самое длинное слово
- Ø назови слово и отхлопай его звуковой «рисунок», собери слово из рассыпанных звуков
Задания для развития грамматического строя речи:
- Ø назови только живые (неживые предметы)
- Ø найди слова, к которым подходит слово ОН (ОНА, ОНО)
- Ø назови слова - предметы, про которые можно сказать МОЙ, МОЯ.
- Ø игра «Один - много». Измени слово так, чтобы вместо одного предмета появилось много (ласточка- ласточки, пчела-пчелы)
- Ø Закончи предложение «Рад кому? чему?» (белке, волку), «Иду к кому? Чему?» (елке, клоуну).Закрепление формы дательного падежа.
- Ø Закончи предложение «Вижу кого? Что?» (белку, волка). Закрепление формы винительного падежа.
Задания для развития памяти и мышления
- Ø назови животных, растений и т.д.
- Ø назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома и т.д.
- Ø назови все слова, кроме животных и т.д.
- Ø назови новые (знакомые) для тебя слова
Задания для развития голоса, интонации
- Ø произнеси слова тихо
- Ø произнеси слова громко
- Ø представь, что ты медведь (мышка, другие животные) и назови слова его голосом.
Задания для развития связной речи
- Ø составь предложения по картинкам
- Ø составь рассказ по картинкам
- Ø составь сказку по картинкам
Напоследок, хотелось бы сказать, что развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам.
Я уверена, что вы оцените мое методическое пособие. Оно очень пригодится вам, в совместной деятельности с детьми.
За эту работу отдано 0 голосов.
За много лет работы, в первые работаю с детьми 3-4 лет.
Коллаж использовала в работе с детьми старшего возраста, но как то не в полной мере.
Теперь ваше методическое пособие возьму на вооружение к моей работе, ведь мне моих ребятишек везти до школы.
Еще раз спасибо!