Автор:
Фаизова Асия Ярхамутдиновна,
музыкальный руководитель
первой категории
МАДОУ д/с № 101 города Тюмени
Данная книга может быть использована как методическое пособие в любой образовательной деятельности. Но так как я являюсь музыкальным руководителем, то данная книга – пособие по образовательной деятельности «Музыка». Изготовлена она из художественного картона с использованием техник живопись масляными красками, декупаж, скрапбу́кинг.
«Открыть» эту книгу может только Скрипичный ключ, который «спит» на титульном листе книги. Чтобы его «разбудить» надо спеть песню или рассказать стихотворение о музыке или музыкальном инструменте.
1 страница – карта сказочной страны Звуколяндии. На ней изображены места, в которые можно попасть с помощью музыки. Например: Лебединое озеро, пещера горного короля, остров Буян, Песенная река и тому подобное. В правом нижнем углу страницы расположен конверт,в котором помещается задание или просьба сказочного героя. Оно может быть изображено в виде картинки или схемы, или написано буквами. В последнем случае его зачитывает педагог.
2 страница – фланелеграф. Его можно использовать:
- При прослушивании песни или сказки (фигуры персонажей может двигать как взрослый, так и ребёнок). Например: песни «Как на тоненький ледок».
- Для рассказывания сказки. Например, такой:
В давние – давние времена в сказочной стране под названием Звуколяндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает. От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать, А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные – Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать. Стал Дин-Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра. Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся, с боку на бок повернётся, И всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пенье.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён. Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк, А звуки не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Звуколяндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили ему помочь.
Во дворец явились, Королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон, - говорят – Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звукам король, - Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два! Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья, Закричали на два голоса: «Хватит!»
- Давай, - говорят, - Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд – Получился звукоряд.
Скомандовал им мажор: «На тон-полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались: Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.- Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.
Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд.
Не простой – мажорный, радостный, задорный.
Дети вспоминают и поют мажорную песню.
Закончили звуки петь – шагнул вперёд минор. Скомандовал: «На тон-полутон рассчи-и-тайсь!» Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались:
- Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.- Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём и сейчас мы заревём.
Дети вспоминают и поют минорную песню.
С тех пор наступил порядок в Звуколяндии.
Дин-Дон по-другому жить стал. Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он – Минор явится, захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно, и песни звучали складно.
Е. Королёва
3 страница – нотный стан. Знакомя с этой страницей, я рассказываю детям легенду о птицах.
«Высоко в небе над Звуколяндией живут удивительные птицы – ноты. Они маленькие, чёрные и белые и очень звонкие. Каждая птица имеет своё имя. Есть птицы молодые, быстрые, с длинными хвостами. Летают они быстро - ♪ ♫ ♪ ♪ ♫ ♪.
А некоторым птицам так много лет, что пёрышки у них выпали и хвостиков почти не видно. Эти птицы всё – равно очень звонко поют. Правда, летают они медленно - ● ● ○ ●.
Живут эти птицы – ноты в многоэтажном доме. Называется он нотный стан. Каждая птица живёт на своём этаже. Когда птицы начинают петь, их домик открывается ключом. Не простым ключом, а волшебным, музыкальным, серебристым, скрипичным.
Открыл скрипичный ключ домик, выглянули птицы в окошки каждая на своём этаже и зазвучала прекрасная музыка или весёлая песенка.»
Используется эта страница для выкладывания ритмических рисунков и простейших мелодий, как в групповой или индивидуальной, так и в самостоятельной деятельности детей.
4 страница – волшебная шкатулка. За выполненное задание дети должны получить награду. Чаще всего в шкатулке находится записка где схематично изображено место положение сюрприза. Иногда дети находят в шкатулке бумажные медали, наклейки или мини раскраски на определённую тему.
Пособие имеет удобный размер для переноски и демонстрации (А 3).
Если вас заинтересовало данное пособие, я буду рада поделиться некоторыми тонкостями изготовления.
За эту работу отдано 0 голосов.
Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!