Мини-оборудование «Логопедический городок»

  вс., 16.03.2014

Автор:

Иванова Татьяна Васильевна,

учитель- логопед,

вторая квалификационная категория

МАУДО «Детский сад №1»

г. Ялуторовска

Предметно – развивающая среда кабинета разнообразна и насыщена для познавательно – интеллектуального и речевого развития детей. В кабинете, размещен мини-городок, с домиками.  В этих домиках находятся настольно-печатные, занимательные, развивающие игры, игрушки. Окружающая среда детей в кабинете обеспечивает: психологическую защищенность, решает через коррекционно – игровую среду проблемы познания и развития. Расположение мебели постоянно меняется, в зависимости от того, чем заняты дети. Каждый домик выполняет свою функцию (всего домиков шесть).

Домик «СЛОГОВИЧОК» направлен на развитие слоговой структуры слова.

 

Задачи:

1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков, шагов, прыжков, подбородка).

2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность.

3. Научить определять местонахождение ударного слога в двух, трех сложных словах.

4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.

5. Развивать умение быстро составлять   и прочитать слова со сходными слоговыми структурами.

6. Развивать умение подбирать слова по одному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова.

Игры (для подготовительной группы).

«Письмо от Деда Мороза»

Дети получают конверты с картинками и по заданию отбирают те названия, которых состоят из 2-х,3-х частей. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Отвечающий кладет картинку в соответствующий этаж домика.

«Магазин игрушек»

Логопед предлагает детям купить игрушки, в названии которых определенное   количество   слогов и поместить в домик.

«Что вокруг нас?»

Логопед предлагает отыскать вокруг себя предметы в названии которых звучит один, два, три, четыре слога и поместить в домик.

«Собери слова»

С целью развития и умения составлять слова из слогов и прочитывать их, предлагается поместить собранное слово в соответствующий этаж домика.

«Что получилось?»

Детям раздаются кубики со слогами-логопед выставляет возле домика - слог (Во) (Ма) ребенок подходит и подставляет свой слог, читает и помещает в соответствующий домик этажа 

(Например: Ва-за, Ва-та, Ма-ши-на, Ма-ли-на).

«Животные   средней полосы» (Игрушки)

Предлагается детям поместить животного в соответствующий этаж после проговаривания этого слова по слогам. (Используются муляжи фруктов, овощей) и т.д.

«Сколько слогов в слове?»

Детям предлагается прочитать слово и сосчитать, сколько слогов в каждом слове, соответствующую карточку поместить на нужный этаж домика. 

Домик «ПОЗНАВАЙКА» направлен на развитие: внимания, памяти, речи, мышления. (Для индивидуальной коррекционной работы) (фото № 1)

Внимание ‒ направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для ребенка устойчивую или ситуативную значимость.

Память ‒ психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение и последующее воспроизведение ребенком его опыта.

Речь ‒ способ формирования и формулирования мысли посредством языка.

Мышление ‒ психический процесс опосредованного, обобщенного отражения окружающей действительности.

Игры (для старшей подготовительной групп).

«Где цыпленок?»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, понимать значение предлогов «между», «над», «под»; развивать - зрительное, слуховое восприятие.

Материал: домик с ящичками, одна небольшая игрушка.

Описание игры: логопед дает инструкцию: «Цыпленок спрятан в левом нижнем ящичке»; «Цыпленок спрятан над синим ящиком», «Цыпленок спрятан между белым и желтым ящиком» и т.д.

«Сюрприз»

Цель: учить находить ящик нужного цвета, развивать зрительное восприятие.

Материал: домик с ящичками, 6 небольших игрушек.

Описание игры: логопед предлагает ребенку открыть белый ящичек и посмотреть, какая игрушка там спрятана, затем по очереди открывают желтый, зеленый, синий и т.д.

«Кто где живет?»

Цель: расширять представления об окружающем мире, словарный запас.

Материал: домик с ящичками, 6 картинок с изображением домиков животных, прикрепленных к каждому ящику с помощью магнита, 6 картинок с изображением животных (белка, собачка, муравей и т.д.)

Описание игры: логопед предлагает ребенку найти домик для каждого животного.

«Покормим животных»

Цель: расширять представления об окружающем мире, словарный запас.

Материал: домик с ящичками, 6 картинок с изображением корма для животных, прикрепленных к каждому ящику с помощью магнита, 6 игрушек-муляжей.

Описание игры: логопед предлагает ребенку найти корм для каждого животного.

«Отсчитай столько же»

Цель: учить пересчитывать предметы (в пределах пяти), понимать выражение «столько же», отсчитывать столько предметов, сколько изображено на карточке.

Материал: домик с ящичками,5 предметных карточек с изображением от 1 до 5 предметов (прикрепленных к каждому ящику с помощью магнита), мелкие предметы или игрушки для счета.

Описание игры: логопед предлагает ребенку сосчитать предметы на карточке каждого ящичка и положить в ящик столько же предметов.

«Выбери картинку, назови звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух (определять первый и последний звук в слове).

Материал: домик с ящичками,6 картинок в ящичках домика.

Описание игры: логопед предлагает ребенку открыть любой ящик, достать картинку и назвать первый (последний) звук в слове.

«Найди форму»

Цель: учить соотносить объемную форму с плоскостной, развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Материал: домик с ящичками, 6 плоскостных геометрических фигур, прикрепленных к ящикам с помощью магнитов, набор   объемных форм- шар, (яйцо), кирпич, крышка, кубик.

Описание игры: логопед предлагает ребенку взять любую объемную форму и положить ее в ящик, на котором прикреплена похожая форма (похожая на круг, на крышку и т.д.).

Домик «ЗВУКОВИЧОК» направлен на развитие фонематического восприятия. (Найти место звука).(фото № 1)

Фонематический слух ‒ способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Фонематическое восприятие ‒ способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Цель коррекционно-логопедической работы – развитие и коррекция фонематических функций дошкольников. Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игры (для старшей подготовительной групп).

«Поймай звук»

Цель: выделение звука на фоне слова. Проводится в качестве   физминутки.

Описание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например (р) – «рыба», «волк», «фара», «забор», «слон», «жук», «рука», «мак», «кора», «стакан», «кар»).  

«Кто в домике живет»

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове и нахождение его места.

Материал: домик с окошками   для вкладывания картинок; набор предметных картинок (еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь).

Описание: логопед объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук (л) или (р) Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук (л) или (р). Каждая правильно выбранная картинка помещается в соответствующее окно домика.

 «Где спрятался звук?»

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Материал: у логопеда набор предметных картинок. Домик с тремя окошечками и фишки.

Описание: логопед показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, ложа фишку в соответствующее окно домика, где находится звук: в начале, середине или конце слова.

«Подари картинки Ларисе»

Цель: закреплять правильное произношение звука «л» в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки, домик с окошечками.

Описание: логопед предлагает подарить картинки для куклы Ларисы. Выбирая только те, в названии которых слышится звук «л» и поместить в соответствующее окошечко.

«Что лишнее?»

Цель: умение определять место звука (находящихся игрушек в домике с окошечками).

Описание: логопед предлагает детям убрать в каждом окошечке лишние мелкие игрушки, в названии которых нет данного звука (в начале, середине или конце).

Домики «ПОВТОРЯЙКА» направлены на развитие артикуляционного аппарата (домик с фотографиями артикуляционных упражнений; домик с большим зеркалом).

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для органов артикуляционного аппарата: губ, языка. При регулярных выполнениях упражнений развивается точность, сила и дифференцированность   движений органов артикуляции, ребенок четче переходит от одной артикуляционной позы к другой, точнее удерживает нужное положение языка и губ, необходимое для правильного произнесения звуков в речевом потоке.

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук Р’ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для постановки звуков Р, Р (для старшей подготовительной групп).

 «Качели»

  1. Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и  гибкость кончика языка, умение им управлять.


Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку, в упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Достать языком подбородок»

  1. Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им  управлять.


Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Язык перешагивает через зубы»

  1. Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.


Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Почистим зубы»

  1. Цель:  вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.


Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Маляр»

  1. Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Барабан»

  1. Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Домик «ГРАМОТЕЙКА» направлен на звуковой анализ слов и предложений.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, мягкий – твердый).

Анализ предложения (предложение-слово-слог-звук) и дается полный звуковой анализ сначала односложных, а потом двухсложных слов.

В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами.  Слова   и предложения выкладываются   на магнитной доске. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Так чем же отличается буква от звука? Звук мы произносим, а букву пишем, другими словами, буква – это символ звука, который мы написали на магнитной доске домика.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» - всегда мягкие согласные, т.к. не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» - всегда твердые согласные, т.к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

При разборе слова, звуки обозначаем фишками определенных цветов.

Игры (для подготовительной группы).

 «С какого звука начинается слово»

Цель: закрепить умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их фишками соответствующего цвета.

Материал: домик (магнитная доска), буквы, фишки.

Описание: детям предлагается прочитать слово на магнитной доске домика, выделить первый звук, определить, какой он (гласный или согласный) и обозначить его фишкой соответствующего цвета.

«Собери слово»

Цель: учить детей выкладывать слово из букв на магнитной доске.

Материал: домик (магнитная доска), буквы.

Описание: ребенку предлагается выложить на магнитной доске слово(мороз) и проанализировать каждый звук.

«Домик слов»

Цель: закрепить знание   вылаживании слов фишками и уметь давать правильный анализ слов

Описание: предложить детям прочитать несколько слов выложенных на магнитной доске и выложить эти слова фишками и дать анализ.

«Магнитное предложение»

Цель: научить детей анализировать предложение.

Описание: логопед предлагает прочитать предложение выложенное на магнитной доске и дать анализ предложению (Снег идет.)

1). Раздели слова на слоги.

2). Сколько всего слов в этом предложении?

3). Назови 1-е слово,2-е. и т.д.

«С большой буквы»

Цель: закрепить знания детей, что имена, фамилии, отчества, клички животных, города, в предложениях пишутся с большой буквы.

Описание: логопед предлагает детям прочитать предложение выложенное на магнитной доске домика и разобрать его (Пилот Андрей Краснов прилетел в Тулу.)

1). Сколько слов в предложении?

2). Назовите 5-е слово. Что это?

3). Сколько звуков во втором слове?

4). Сколько слов написано с большой буквы? Почему?

5). Поставь ударение в 1-м слове.

Обучающая дорога.

Цель: Закреплять знание правил дорожного движения, умение ориентироваться в пространстве. Овладевать способами образования глаголов при помощи приставок. Формировать ответственность за свою безопасность. Обогащать и активизировать словарь (пешеход, проезжая часть, «зебра», дорожные знаки, транспорт и т.д.)

Материал: дорога, машинки, картинки.

  Игры (для старшей подготовительной групп).


Описание: ребенок, играя машинкой выполняет различные действия. В процессе неоднократного называния этих действий он постоянно овладевает способами образования глаголов при помощи приставок. Чтобы стимулировать ребенка к образованию нужного глагола логопед сама называет существительное с предлогом, а ребенок добавляет соответствующий глагол. Например, логопед говорит: «Машина к гаражу…» (ребенок добавляет глагол «подъехала);

Машина вокруг гаража …» (объехала);

 в гараж…(заехала);

 из гаража…(выехала);

 от гаража…(отъехала);

 по дороге…(поехала);

 к мосту…(подъехала);

 через мост…(переехала.

После «оречевления» действия ребенка с машинкой дается дополнительное задание. Им предлагаю при помощи этих же самых приставок образовывать другие глаголы. Делается это примерно так. Логопед: «Ты правильно сказал, что машина через мост переехала (Показывая игрушку или картинку зайца, птицы, змеи). А заяц? (перебежал).  А птица? (перелетела).  А змея? (переползла). Точно так же глаголы образуются и с другими приставками. В результате этих упражнений у ребенка вырабатывается прочный навык правильного употребления приставочных глаголов.

Кроме того, в ходе упражнений ребенок постепенно усваивает и основное значение глагольных приставок. Например, ребенку объясняется, что приставка ПРИ-означает приближение к чему-то (прибегать, приходить, прилетать, приплывать, приползать и т.п.), а приставка У-, наоборот, удаление от чего-то (убегать, уходить, улетать, уплывать, уползать). Приставка ВЫ-означает выход чего-то изнутри наружу (выходить, выбегать, вылезать, выплывать, выползать). Приставка ПЕРЕ-обозначает переход через что-то. Примеры глаголов с этой приставкой уже приводились. Примерно так же объясняется и значение других глагольных приставок.

Волшебный светофор.


 Светофор – это сигнальное устройство, предназначен для регулирования движения механических транспортных средств, а также пешеходов на пешеходных переходах.

С правой стороны кабинета на стене расположен плоскостной -светофор в виде доски с цветными сигналами. Доска разделена на три полоски (рейками).

Цель: использование светофора для демонстрационного материала (предметных, сюжетных картинок) для занятий и игр.

Игра (для старшей подготовительной групп).

«Зимующие- птицы»

Цель: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, повадках птиц, чем питаются. Уметь находить в названиях птиц заданный звук. Закреплять умение составлять предложения с данной предметной картинкой.

Материал: плоскостной светофор, картинки зимующих птиц.

Описание: логопед с детьми беседует о зимующих птицах. После беседы дети выбирают картинки с зимующими птицами в названии которых звучит звук «Р, Р’». Детям предлагается найти и поставить картинки птиц на нужную рейку плоскостного светофора. На первую рейку ставим картинки птиц где звук звучит в начале слова; на вторую рейку ставим картинки птиц где звук звучит в середине слова; на третью рейку ставим картинки птиц где звук звучит в конце слова. (Например: рябчик, воробей, ворона, лазоревка, сорока, тетерев, снегирь).  Затем дети выбирают понравившихся птиц и составляют предложения (аналогичные игры с животными и растениями и.т д).

Мальчик и девочка (настенная аппликация).

Игра (для средней, старшей и подготовительной групп)

«Заплети косичку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: аппликация на стене мальчика и девочки.

Описание: настенная аппликация представляет собой мальчика и девочку. У девочки волосы сделаны из вязальных нитей. Данная аппликация может развивать умение плести различные косички в трех, четырех и более прядей. Это плетение косичек использую для укрепления и развития мелкой моторики пальцев рук, для развития внимания, усидчивости, аккуратности, повышение чувствительности пальцев; для сенсомоторного развития, воспитания усидчивости и терпеливости в работе, снятие эмоционального напряжения. Работа с данным плетением предполагает индивидуальный характер.       

Вывод: предметно – развивающая среда логопедического кабинета, значительно влияет на интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает развивать познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению и развитию лексико-грамматического строя, и связной речи, психических функций.     



За эту работу отдано 11 голосов.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!
Поделиться
Комментарии 1
Светлана 13.04.2014 23:55 #
Замечательная работа, мне очень понравилось. Интересное оформление, что привлечёт любого непоседу.Цели, задачи всё предусмотренно. Молодцы.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3108
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги