Дидактическая логопедическая игра «Сундучок родственных слов»

  пн., 03.03.2014

Автор:

Литвинова Ирина Юрьевна,

учитель-логопед МАДОУ ЦРР

детского сада№ 163 города Тюмени

Цель: Формирование функции словообразования у дошкольников.

Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне - представляет собой    необходимое условие для пополнения словарного запаса за счёт производных слов (известно, что в русском языке 90% слов производные), овладения грамматической системой языка, создания основы орфографически  правильного письма.

В результате работы по словообразованию дети приобретают многое, а именно:

1. навыки различения и выделения частей слова на слух;

2. расширяется запас однокоренных слов (что в дальнейшем важно в  школьном  обучении при написании безударных гласных, глухих и звонких согласных в середине и конце слов).

Презентация: Презентация СУНДУЧОК РОДСТВЕННЫХ СЛОВ.pps (7.62 МБ)

Теоретическое обоснование: Аннотация к Презентации СУНДУЧОК РОДСТВЕННЫХ СЛОВ..docx (28 КБ)

Правила игры скачать:  Правила игры.doc (40.5 КБ)

Комментарии к слайдам:

К слайду №2

Незнайка узнал, что у слов, как и у людей есть семьи, где все родственники. Но ничего не понял и решил, чтобы разобраться, собрать эти родственные словесные семейки в красивый домик-сундучок. Уже приготовил Незнайка пустой сундучок для слов. Может мы поможем Незнайке разобраться и собрать такие родственные семейки слов в сундучок? Готов(а, ы)?

К слайду № 3.

Задание 1: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Что это?

Каждое слово - название предмета - мы обозначим одной прямой линией.

Ребенок(дети) называет предметы: солнце, небо, цветок, совок, машинка, мячик, ведерко, трава, куст, палочка.

Это неживые предметы.

К слайду № 4.

Задание 2: Назови(те) предметы нарисованные на картинке, про которые я могу задать вопрос: Кто это?

Каждое слово - название предмета - мы также обозначим одной прямой линией.

Ребенок (дети) называет предметы:  мальчик, девочка, кошка, собака, бабочка

Это живые предметы.

К слайду № 5.

Задание 3: Придумай слово, ответив  на вопрос: Что делает каждый предмет? Что делает совок? Что делает ведерко? Что делает солнышко?  Что делает бабочка? Что делает кошка? Что делает собака? Что делает цветок? Каждое название предмета мы обозначим двумя прямыми линиями.

Ответы ребенка:  стоит, лежит, светит, летает, сидит, играет, бегает, растёт.

Это слова обозначающие действие предмета.

К слайду № 6.

Задание 4: Попробуй(те) признай(те) о каком предмете на нашей картинке сказаны слова: пушистая, ласковая? (кошка)  Лёгкий, круглый?  (мяч) Горячее, круглое? (солнце) Весёлые, дружные? (дети)  Правильно признал. Эти слова так и называются – ПРИЗНАКИ, отвечая на вопрос  о предмете: Какой? Какая? Какое? Какие?  И обозначим их красивой волнистой линией. Придумай(те) сам(а, и) слово-признак. Постарайся(тесь) не повторять одни и те же слова. Какое небо? Какие цветы? Какая погода? Какая бабочка? Какой песок? Какая кошка? Какая собака? Какая машина? Дети придумывают слова-признаки.

К слайду № 7.

Но предметы бывают разные – большие и маленькие, по одному и помногу сразу. Готовы к ним слова придумать? Назовите этот предмет. Фразы сопровождаются кликами «мышкой» (Появляется картинка барабана) Бабарабан. (Появляется соответствующий значок - одна прямая горизонтальная линия) (Появляется картинка нескольких барабанов) А здесь предмет  не один, а несколько. Каким словом их назовём? Барабаны. (Появляется соответствующий значок – две друг за другом прямые горизонтальные линии) (Появляется картинка маленького  барабана) А вот этот предмет очень маленький,  назовите  его ласково. Барабанчик. (Появляется соответствующий значок – короткая горизонтальная линия)  (Появляется картинка большого барабана) Такой предмет, но очень большой.  Каким   словом это выразим? Барабанище. (Появляется соответствующий значок – большой горизонтальный прямоугольник )  Как называют человека, который пользуется этим предметом? (Появляется картинка барабанщика) Барабанщик. (Появляется соответствующий значок – схематичное изображение человечка) Каким словом  ответите на вопрос об этом действии: что ДЕЛАЕТ барабанщик?  Барабанит. (Появляется соответствующий значок – две параллельные горизонтальные линии)  КАКОЙ стук  от барабана мы слышим? (Раздаётся стук барабана) Барабанный. (Появляется соответствующий значок – горизонтальная волнистая линия)  Как много слов от одного слова «барабан» вы придумали. (Логопед повторяет слова, обращает внимание на то, что они похожи между собой, как похожи все родственники в одной семье)  Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного  послушать  и  вдуматься  в  суть — Они об одном говорят. Эти слова называют РОДСТВЕННЫЕ. Незнайка запомнил все значки-помощники и просит вас подарить ему все новые родственные слова от слова «барабан», отправив их в его Сундучок родственных слов. («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 8.

Теперь попробуйте только  с помощью значков-помощников придумать ещё много родственных слов. Например, к слову «НОЧЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: НОЧЬ, НОЧИ, НОЧКА, НОЧЕНЬКА, ПОЛУНОЧНИК, НОЧНИК, НОЧЕВАТЬ, НОЧНОЙ.  Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду №9.

Придумайте родственные слова к слову «ДОМ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ДОМ, ДОМА, ДОМИК, ДОМИШКО, ДОМИЩЕ, ДОМОВЁНОК, ДОМОВНИЧАТЬ, ДОМАШНИЙ, ДОМОВИТЫЙ. Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 10.

Придумайте родственные слова к слову «СНЕГ» («ЗИМА», «МОРОЗ»). (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СНЕГ, СНЕГА, СНЕЖОК, СНЕЖИНКА,СНЕЖИЩЕ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, ЗАСНЕЖИТЬ, СНЕЖНАЯ.  (ЗИМА, ЗИМЫ, ЗИМУШКА, ЗИМИЩА, ЗИМОВЬЕ, ЗИМОВАТЬ, ЗИМНИЙ.  МОРОЗ, МОРОЗЫ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИЩЕ, МОРОЗИЛЬНИК, МОРОЗИТЬ, МОРОЗНАЯ) Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 11.

Придумайте родственные слова к слову «РУКА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РУКА, РУКИ, РУЧКА, РУЧЕНЬКА, РУЧИЩА, РУКАВИЦЫ, РУКАВА, БЕЗРУКАВКА,  РУКОМОЙНИК,  РУКОВОДИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЬ, РУЧНОЙ, РУКАСТЫЙ.  Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 12

Придумайте родственные слова к слову «РЫБА». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: РЫБА, РЫБЫ, РЫБКА, РЫБОНЬКА, РЫБИЩА, РЫБАЛКА, РЫБАК, РЫБАЧКА, РЫБАЧИТЬ, РЫБНЫЙ. Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 13

Придумайте родственные слова к слову «СЛЕД». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: СЛЕД, СЛЕДЫ, СЛЕДОК, СЛЕДИК, СЛЕДИЩЕ, СЛЕДОПЫТ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, СЛЕДИТЬ, НАСЛЕДИТЬ, СЛЕДОВАТЬ, СЛЕДУЮЩИЙ. Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 14

Придумайте родственные слова к слову «КОНЬ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: КОНЬ, КОНИ, КОНЁК, КОНИЩЕ, КОНЮХ, КОНЕВОД, КОНЮШНЯ, КОННИЦА, КОНОВОДИТЬ, КОННЫЙ, КОНСКИЙ. Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 15

Придумайте родственные слова к слову «ЛИСТ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ЛИСТ, ЛИСТЫ, ЛИСТИК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТИЩЕ, ЛИСТОПАД, ЛИСТАТЬ, ЛИСТВЕННЫЙ.  Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 16

Придумайте родственные слова к слову «ГРИБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ГРИБ, ГРИБЫ, ГРИБОК, ГРИБОЧЕК, ГРИБИЩЕ, ГРИБНИК, ГРИБНИЦА, ГРИБНОЙ. Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 17

Придумайте родственные слова к слову «ХЛЕБ». (Дети придумывают, логопед помогает, поощряет, даёт правильное направление мысли,  объясняет значение новых слов. Повторяет готовую «цепочку» родственных слов) Слова: ХЛЕБ, ХЛЕБА, ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБУШКО, ХЛЕБИЩЕ, ХЛЕБНИЦА, ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОПЁК, ПОХЛЁБКА, ХЛЕБАТЬ, ХЛЕБНЫЙ. Добавим слова  Незнайке в Сундучок  родственных слов? («Слова» со звоном  «сыплются» в сундучок)

К слайду № 18

Как много родственных слов  мы придумали – полный Сундучок собрал Незнайка. А главное, он понял как придумывать от одного слова другие родственные слова. Он очень рад и благодарит нас за помощь!

Список используемой литературы

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
  2. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370 с.
  3.  Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
  4.  Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. – М.: Наука, 1965. – 78 с.
  5.  Лопатин, В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования / В.В. Лопатин. – М. : Наука, 1973. – 152 с.
  6.  Современный русский язык: Словообразование / Г.А. Молочко, А.П. Фомина и др. – Мн.: Высш. шк., 1984.
  7.  Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет / Т.А. Ткаченко. – М. : Изд-во «Гном и Д», 2005. – 112 с.
  8.  Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 68 – 76.

 



За эту работу отдан 1 голос.

Голосование закончено 13 апреля 2014 года в 23:00. Спасибо всем за участие!
Поделиться
Комментарии 7
Ирина Николаевна 05.03.2014 19:05 #
Молодец, очень интересная и познавательная презинтация.
Татьяна Николаевна 13.03.2014 18:54 #
Лучшей презентации нет, очень практична, проста в использовании.
наталья степановна 27.03.2014 20:13 #
очень интересный материал
фарзана хисматулловна 13.04.2014 01:14 #
супер! вы молодец! спасибо за опыт
Светлана Шернина 13.02.2015 03:16 #
Отличная работа!!! Большое спасибо, Ирина Юрьевна, вы мастер своего дела.
Маркелова Елена 29.09.2017 16:46 #
Очень хороший материал! С удовольствием использую в своей работе!
Галина Борисовна 14.03.2022 00:08 #
Ирина Юрьевна, огромная Вам благодарность за прекрасную презентацию! Действительно, очень достойный материал!!!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 9483
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.