Итоги конкурса «Воспитатель года-2017»

  пт., 28.04.2017

Итоги завершившегося конкурса «Воспитатель года» подводит заведующий сектором дошкольного образования

Департамента образования и науки Тюменской области Наталья Гребёнкина

- Здравствуйте, Наталья Валентиновна! На прошлой неделе завершился областной этап всероссийского конкурса «Педагог года – 2017», где Вы в качестве члена жюри оценивали педагогов в номинации «Воспитатель года». Какие впечатления остались у Вас от конкурса? Изменился ли за прошедший год тюменский Воспитатель?

- Здравствуйте, Марина! Для меня конкурс – это один из способов диагностики системы. Каждый год принимаю в нём участие, поскольку считаю важным увидеть, как и куда мы движемся, что меняется, какие тенденции проявляются как в деятельности педагогов, так и в системе дошкольного образования в целом. Воспитатели в чём-то меняются, а в чём-то остаются неизменными. Все, без исключения, продемонстрировали личностные качества, которые так необходимы в воспитательской профессии: искренность и доброту по отношению к детям, любовь к своему делу и огромное желание победить. При этом конкурсанты искренне поддерживали, помогали и подбадривали друг друга, несмотря на закономерную конкурсную конкуренцию. А вот развивающего характера общения педагогов с детьми мне лично не хватило. Педагоги не создают того накала, внутреннего напряжения, которые помогали бы детям делать собственные выводы и открытия, торопятся дать готовые знания.

При этом отметила, что заметнее стала проявляться обратная связь при общении педагога с ребёнком. Монолог воспитателя хоть пока и преобладает над диалогом с детьми, но уже видны позитивные изменения: педагоги чаще стали обращаться к личному и семейному опыту детей, лучше стали слушать и слышать, реагировать на детские высказывания и рассуждения. Воспитательский корпус заметно помолодел. Из 18-ти участников конкурса половина были моложе 30 лет и только 4 участницы чуть старше 40. Видимо, профессия воспитателя становится привлекательнее, если в неё приходит молодёжь. Всегда отрадно видеть среди участников конкурса мужчин. Вот и в этот раз инструктор по физической культуре из детского сада № 121 г. Тюмени Владимир Теплоухов состязался с нашими женщинами. Именно его студенческое жюри (а это две симпатичные молодые девушки) признало лучшим. Дети должны видеть вокруг себя образцы мужского поведения, особенно, если воспитываются одними мамами. Всегда хвалю руководителей детских садов, в коллективах которых работают достойные мужчины.

Надо отметить, что в этом году резких перепадов в профессиональном мастерстве участников не было. Все представили свои муниципальные образования очень достойно.Выбрать лучшего было очень трудно. Понравились энтузиазм и бодрость Седовой Марины Адольфовны из Упоровского детского сада, интеллигентность и скромность Вагнер Юлии Александровны из Сорокинского центра развития ребёнка, здоровая амбициозность Куценко Ирины Николаевны из детского сада № 111 г. Тюмени, которая и стала в результате победителем нашего конкурса. О каждом конкурсанте можно сказать что-то хорошее, все они – яркие личности.

Если говорить в целом о конкурсе, то отметила для себя очень интересные тенденции. Например, факт выбора практически всеми конкурсантами для показа познавательно-речевых видов деятельности явно проявил проблематику речевого развития детей. Ещё раз убедилась в том, что надо продолжать создавать условия для освоения воспитателями эффективных методов речевой коррекции, перестраивать структуру логопедической помощи, акцентировать внимание на формы общения взрослых и детей. Или вот ещё: в этом году совсем не было представлено технологий продуктивно-изобразительного творчества, отсутствовали сюжетно-ролевые игры, прогулки, образование в режимных моментах – это печально. Думаю, это связано с тем, что в перечисленных форматах велика доля непредсказуемости, неопределённости. Управлять заранее не заданной ситуацией сложнее, поэтому в условиях естественного конкурсного волнения педагоги выбирают те формы организации детей, в которых чувствуют себя увереннее. Это не значит, что наши воспитатели не умеют ситуативно «здесь и сейчас» управлять ситуацией, но публично это демонстрировать пока не готовы, личного опыта недостаточно. Эти навыки тренируются, поэтому организаторам методической работы есть над чем подумать. Ещё отметила, что абсолютно все конкурсанты показывали деятельность со старшими дошкольниками (5-7 лет) и никто не продемонстрировал работу с малышами. Когда беседовала с участниками о подобном возрастном предпочтении, поняла, что им хотелось опереться на более произвольное поведение детей, их осведомлённость, речевую активность. То, что более зрелищно, то, чем легче управлять, то и показывают – это нормально для формата конкурса.

- Будут ли управленческие решения зависеть от увиденного на конкурсе?

- Безусловно. Во-первых, увиденное на конкурсе разбудило во мне желание несколько изменить формат конкурса, внести некоторые коррективы в его положения. Особенно это желание усилилось после того, как я побывала в качестве эксперта на конкурсе среди частных детских садов «Мастер педагогики - 2017», финал которого состоялся 22 апреля 2017 г. Вот что значит клиентоориентированность! Всё прошло очень динамично, интересно и при этом содержательно. Особенно понравились болельщики. Активность групп поддержки тоже добавляла очков участникам. Конкурс «Мастер педагогики» традиционно проводит Тюменская региональная ассоциация детских развивающих центров.

Но и на этом конкурсе были моменты, в которых проявилась та же проблематика, на которой сегодня нам и стоит сосредоточиться. Не буду повторяться, лишь добавлю, что ни на том, ни на другом конкурсе почему-то совсем не показывают работу с родителями, управление семейно-детско-родительской деятельностью. Хотя, на мой взгляд, ресурс семьи сегодня недостаточно используется в образовании ребёнка и это надо менять.

Победителем этого конкурса стала Литвинюк Юлия Юрьевна - педагог Семейного центра Монтессори «Розовая башня». Уверена, что это не случайно. Последнее время Монтессори-технологии набирают «обороты», их популярность и востребованность среди родителей растёт. Значит, надо ещё больше популяризировать преимущества этих технологий, способствовать их более широкому использованию. Специально создаваемая по методам Монтессори предметная среда при особом педагогическом сопровождении прекрасно формирует у детей произвольность психических процессов и поведения, а ведь это база для речевого развития.

 

Если здесь – в местах (я имею в виду оба конкурса), где концентрируется лучший педагогический опыт, я обнаруживаю какие-то общие проблемы, то понимаю, что это присуще и всей системе дошкольного образования.Это не может не влиять на дальнейшие управленческие действия: расставляются другие акценты, корректируются программы и планы, меняются способы взаимодействия и так далее.

- Наталья Валентиновна, что Вам хотелось бы увидеть на конкурсе в следующем году?

В следующем году хотелось бы увидеть более разнообразный спектр образовательной деятельности с детьми разных возрастов и мастерство воспитателя не только в заранее спланированном мероприятии, но и в реальных жизненных ситуациях, потому что научить ребёнка жить в стремительно меняющемся мире могут взрослые, которые и сами хорошо ориентируются в условиях быстрых изменений. Нам надо продолжать учиться слушать и понимать наших детей, бесконфликтно и конструктивно вести диалог с родителями и друг с другом, прогнозировать будущее. Нам надо всё время меняться. Как говорится, нет предела совершенству, и нынешний конкурс ещё раз нам это показал.

Беседу провела Осьмакова Марина Васильевна, гл. редактор интернет-издания "Детские сады Тюменской области"

 

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2436
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.