«В мастерских народного искусства»

Автор проекта:

Карчи Виктория Александровна,

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 1» г. Тобольска

Вид проекта: Творческий, межгрупповой.

Период реализации: проект реализован  в период с 21.01.2019 по 01.02.2019 года в МАДОУ «Детский сад № 1» г. Тобольска

Участники: воспитанники детского сада среднего и старшего дошкольного возраста, общее кол-во детей, принявших участие в проекте -167

воспитатели: Богданова Виктория Сергеевна, Вафина Наталья Николаевна, Божикова Лилия Ахмаровна, Яркова СульфияСунгутулловна, Хасанова ЗульфияТакбиршовна, Рыбьякова Надежда Александровна, Желнина Ирина Анатольевна, Шихова ИльсюярШавалиевна, музыкальные руководители: Гилёва Нина Сергеевна, Казанцева Людмила Александровна. Общее кол-во педагогов - 11

Родители -67 человек.

Актуальность

         Декоративно-прикладное искусство- это  огромное богатство, которое способствует формированию у подрастающего поколения патриотических чувств и  любви к родине, интереса  к творчеству и культурному наследию народа. В детском саду уделяется немалое внимание данному направлению в организации образовательной деятельности. Знакомство схудожественными промыслами  и  разнообразными видами  народного творчества помогает решать важные задачи по  художественно- эстетическому, познавательному и    социально- коммуникативному развитию. Кроме того, знакомство с образом  жизни людей в старину, соблюдением традиций и обычаев,  способствуют развитию у детей  физических качеств и речевых навыков (прибаутки, потешки, народные игры-забавы и др.) Таким образом,

Цель: формирование представлений о народных художественных промыслах России, воспитание нравственно- патриотических чувств посредством обогащения знаний и представлений детей  о культурном наследии  русского народа.

Задачи:

  • Формировать устойчивый интерес к народному искусству России на примере старинных и современных форм декоративно- прикладного творчества; 
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, навыки работы с разнообразными художественными материалами;
  • Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, желание передавать его красоту и неповторимость через  прикладное искусство;
  • Способствовать развитию у детей креативности, способности воспринимать себя  человеком  творческим, успешным, талантливым  и активным;
  • Развивать навыки проектной деятельности;

Принципы реализации проекта:

-учёт ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры;

-организация деятельности в интеграции образовательных областей;

-соблюдение принципа доступности, безопасности, индивидуального подхода;

-взаимодействие всех участников образовательного процесса;

-взаимодействие с родителями и  социальными институтами города, в частности,   с Тобольским историко-архитектурным  музеем заповедником.

Предполагаемый результат:

      У детей сформируется  чувство причастности к духовному наследию прошлого, чувство гордости за свой народ, богатый духовным наследием. Дети узнают о  некоторых современных видах декоративно- прокладного искусства на примере хобби своих родных: родителей, бабушек и дедушек. В результате реализации проекта дети смогут понять важность бережного отношения к предметам декоративно- прикладного искусства,  как результата вложенного труда мастеров.

        В результате знакомства с  видами декоративно-прикладного искусства  дети научатся различать их,  называть особенности росписи, историю их создания, освоят элементарные способы изображения, технические особенности. Дети смогут почувствовать себя знатоками искусства, приняв участие в организации мастер -классах для сверстников  с участием родителей.

План реализации проекта (этапы)

1 этап. Организационный.

-определение темы, целей и задач проекта, разработка форм организации детской деятельности в зависимости от выбранного для знакомства вида декоративно-прикладного искусства.

-создание предметно- пространственной развивающей среды  в детском саду, способствующей эффективной организации художественно- творческой образовательной деятельности с детьми:подбор наглядного материала, оформление тематических контактных выставок, уголков декоративно-прикладного искусства, творческих мастерских в группах.

2 этап. Основной этап  реализации проекта.

      В группах педагогами созданы условия для ознакомления детей с определённым видом декоративно-прикладного искусства. Выбор осуществляется  путём общего обсуждения,  согласно возрасту и интересам детей, программным  задачам, предложений родителей.

Группа (возраст)

Вид декоративно-прикладного искусства.

Формы организации детей

Участие родителей, методистов ТИАМЗ

Средняя группа «Аленький цветочек»

 

Знакомство с традицией  изготовления кукол-оберегов на Руси. Освоение способа изготовления куклы из ткани – куватка.

-видео- экскурсия в музей, отдел «Народная кукла»;

-познавательные беседы о старинных куклах, старинной традиции изготавливать  обереги для детей;

- игры с куклами- самоделками, созданными совместно с родителями;

-роспись шаблона платья для куклы;

Творческо-игровое занятие, организованное совместно с Тобольским историко-архитектурным музеем – заповедником на тему: «Кукла – куватка»

Старшая группа

«Крепыши»

 

Знакомство с Тульским пряником,  историей, традициями, способами изготовления и украшения.

-Познавательно-творческое занятие  «Что такое тульский пряник?»

-Музыкальная деятельность с разучиванием потешек «Кот на печку пошёл…», «Прянички печатные…», «Ай да, пряники вкусны…»

-Знакомство  с  русской народной сказкой «Пряничный домик» в пересказе Владимира Глоцера

-Продуктивная деятельность «Пряники из солёного теста»

-Организация  русских  народных ярмарочных   игр «Пряник по кругу», «Подбрось пряник»

-Совместная работа с родителями  в  «кондитерском цехе», изготовление печаток для пряников.

-Приглашение  родителей на игровое мероприятие «Пряничная ярмарка»

- Организация игры на прогулке «Лепим пряники из снега» с использованием выполненных детьми совместно с   родителями печаток.

Старшая группа «Светлячок»

 

Знакомство  с Семёновской матрёшкой. История, особенности росписи  в зависимости от названия (региона, где придумали ту или иную матрёшку)

-Просмотр видео фильмов о работе на фабрике по изготовлению матрёшек, о труде мастериц по росписи матрёшек.

-Просмотр детского видео «История русской матрешки»

-Продуктивно- художественная деятельность на тему: «Украсим сарафан  матрешки». Создание наряда для матрёшки в технике росписи гуашью и пластилинографии.

-Квест – игра «В гости к матрешке».

Станции:

-Математическая. Игровые упражнения: «Сосчитай», «Расставь матрешек в ряд» (в возрастающем и убывающем порядке).

-Музыкальная. Разучивание  танца матрешек  «Мы веселые матрешки».

-Познавательная. Игры: «Найди свою матрешку», «Собери матрешку»

-Творческая.Игра на составление из частей целого «Подбери узор для сарафана матрёшки»

-Участие в контактной выставке в детском саду «Город мастеров»

-Организация мастер-класса «Украшаем матрёшку» для средней группы «Аленький цветочек»

Творческо-игровое занятие, организованное совместно с Тобольским историко-архитектурным музеем – заповедником на тему: «Роспись деревянного шаблона Семёновской матрёшки»

 

Старшая группа «Кораблик»

 

Знакомство с одним и из атрибутов  русского народного костюм- лаптями.

-Познавательно-творческое занятие «На Никифора лапти плетут»

-Просмотр видео- презентации об искусстве плетения лаптей, об истории их создания.

-Участие в контактной выставке в детском саду «Город мастеров», «Народные промыслы»

-Организация мастер-класса для старшей группы «Крепыши»   по освоению способа перекрёстного плетения из цветной бумаги «Плетём лапти»

Организация экскурсии с детьми и родителями в выходной день в Художественный музей в отдел Русского быта,  русский народный костюм.  Центр «Камелёк» ТИАМЗ

Подготовительная группа

«Василёк»

 

Знакомство с одним из элементов русского народного костюма- платком. Особенности росписи и украшения Павло-Пасадского платка.

-Просмотр видео фильмов о фабрике по изготовлению платков на современных фабриках, о труде мастериц по вышивке и росписи платков в старину.

-Познавательные беседы с рассматриванием иллюстраций и рукотворных  платков.

-Музыкально-познавательная деятельность, организованная совместно с музыкальными руководителями на тему «Русский хоровод» 

-Организация с народных подвижных  игр с детьми  «Я платок беру…», Салочки с платочком.

-Продуктивная деятельность «Знакомство с растительными элементами Павло- посадских платков», «Роспись платков».

-Участие в организации  контактной выставки в детском саду «Город мастеров», «Народные промыслы»

    - Организация мастер-класса для средней группы «Фабрика платков» (с использованием шаблонов, штампов и трафаретов)

Организация экскурсии с детьми и родителями в выходной день в Художественный музей в отдел Русского быта,  русский народный костюм Центр «Камелёк»

Подготовительные  группы «Чиполлино» и

«Весёлый карандаш»

 

 

Знакомство с искусством «Филигрань»

Способы изготовления: фольга, шпагат.

-Просмотр видео фильма «Волшебная скань – филигрань» из цикла «Галилео»

-Совместное познавательно-творческое занятие «Мастерская ажурной нити»

-Продуктивная деятельность  «Ажурные бабочки»

-Организация мастерской «Серебристая филигрань»  по ознакомлению детей со способом изготовления «ювелирных изделий» для игр и украшения из фольги по мотивам искусства филигрань.

-Участие в контактной выставке в детском саду «Город мастеров»

-Мастер-класс   по изготовлению вазочек в технике джутовой филиграни для старших и  подготовительных групп.

Мастер- класс для сверстников  с участием родителей.

3 этап. Заключительный.

  • Оформление выставки творческих работ современных видов декоративно-прикладного искусства: «Мамиными руками»
  • Организация контактных  выставок«Народные промыслы», «Город мастеров»
  • Центральным событием проекта стала организация познавательно- творческих мастер- классов «Мастерские народного искусства» с участием воспитанников смежных групп и родителей.

Итог реализации проекта:

          Использование разнообразных форм организации детей в процессе реализации проекта позволило достичь определённого уровня в освоении темы, способствовало повышению уровня развития художественно-творческих способностей, познавательной мотивации и активности.Дети научились различать некоторые виды декоративно -прикладного искусства, как культурного творческого наследия русского народа а именно: филигрань, роспись Семёновской  матрёшки, украшение Павло- Пасадских платков, изготовление Тульских  пряников,плетение лаптей, изготовление кукол- оберегов.  Дети  могут свободно назвать предмет, определить  вид народного искусства, описать его особенности, сравнить, выделить сходства и различия, выполнить узор по его мотивам разными способами. Помимо этого, благодаря организации выставки «Мамиными руками» ребята убедились в том,  как старинные виды прикладного творчества дошли до наших дней  и не утратили своей практической и эстетической значимости.

              В процессе знакомства с видом прикладного искусства дети научились называть основные выразительные средства, высказывать эстетические суждения  о произведениях (в соответствии с возрастными особенностями)  Научились видеть красоту природы и стараются перенести эту красоту в своё творчество, они ответственно подходят к своей работе, с удовольствием исследуют материалы по данной теме. Кроме того, важным результатом реализации  проекта является, освоенные детьми умения передавать свои знания в виде мастер-класса для сверстников и родителей, а  также  практической помощи в совместной творческой работе с  младшими  ребятами.  

Совместная детско-взрослая деятельность

Детские работы


Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

 

 

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2083
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.