«Теплое искусство холодной земли»

Авторы проекта: 

Воспитатели:Губина Людмила Анатольевна,Дебелева Ирина Викторовна,

Музыкальный руководитель: Ширнина Галина Николаевна

МАДОУ д/с № 79 города Тюмени

Цель: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с промыслами народов севера и организацию художественно-продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить с народными промыслами, декоративно-прикладным искусством, обычаями, традициями народов севера.
  • Развивать навыки художественного творчества детей, умение видеть красоту изделий декоративно-прикладного творчества.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к своей стране, гордость за ее достояние, уважение к культуре народов севера, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости
  • Повышать заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
  • Повышать творческое мастерство педагогов.

Возраст:  Дети 5-6 лет

Период реализации:  с 14 января по 3 февраля

ФИО педагогов участников: Губина Людмила Анатольевна, Дебелева Ирина Викторовна, Ширнина Галина Николаевна.

Численность каждой категории участников проекта:

29 детей, 36 родителей, 6 сотрудников.

Для реализации проекта была организована выставка-экспозиция «Север, север без конца и края». Все сотрудники, дети и родители детского сада приняли участие  в поисках экспонатов. На экспозиции были представлены уникальные вещи: изделия из кости, амулеты из кожи, книги, предметы быта и многое другое. 

 

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей, по нашему мнению, необходимоначинать с раннего возраста,  вкладывать в умы детей то прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Декоративно-прикладное искусство способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей. Активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование нравственных чувств.

Актуальность работы состоит в приобщении детей к народной культуре северных народов через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Мероприятия

 

  1. 1.      Подготовительный

 

(информационно-накопительный, организационный)

×      постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

×      подбор методической литературы для реализации проекта;

×      обновление содержания предметно-пространственной развивающей  среды;

×      составление  конспектов, сценариев, картотек  игр, пособий;

×      чтение художественной литературы по теме проекта;

×      определение тем  образовательной деятельности   и  мастер-класса   для  родителей;

×      посещение выставки работ косторезов «Белое на черном»  в музейном комплексе И.Я. Словцова;

×      экскурсия в музейный комплекс И.Я. Словцова на тематическую выставку «Обрядовая культура народов севера».

 

  1. 2.      Основной этап (практический)

 

×        Мастер-класс для педагогов «Загадки орнамента»

Цель: продолжать знакомить педагогов с основными элементами орнамента народов севера, используемых в работе с детьми дошкольного возраста;повышение  педагогического  мастерства педагогов.

×        Изобразительная деятельность на тему «Мотивы орнаментов народов севера»

Цель: закрепить приемы рисования узоров по мотивам орнамента народов севера.

×        Досуг с детьми «Игры народов севера»

Цель: познакомить детей с  играми народов севера, способствовать  развитию координации движений, глазомера, быстроты(«Прыжки через нарты», «Олени и оленевод»,  «Северная рыбка», «Бег по-медвежьи», «Охотники и куропатки» и др.)

×        Ручной труд«Изготовление куклы «Акань»

Цель: познакомить детей с традиционной куклой народов севера, с приемами изготовления самодельной куклы Акань.

Предварительная работа:

- изучение истории возникновения куклы Акань;

- изучение технологии изготовления куклы;

- создание электронной презентации;

создание буклета по технологии изготовления куклы.

×        Образовательная деятельность по аппликации на тему: «Чум» (коллективная работа)

Цель: познакомить воспитанников с приемами выполнения объёмной  аппликации из  представленных материалов. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству народов севера.

×        Итоговое мероприятие: Мастер-класс для родителей и детей «В гости к тетушке Маяне»

Цель: Раскрыть творческие способности детей и родителей. Закрепить полученные знания по теме проекта. Показать способы совместной деятельности родителя и ребенка.

  1. 3.      Заключительный этап (обобщающий)

 

×        Оформление выставки детских работ «Краски Севера»;

×        Формирование выставки-экспозиции«Север, север без конца и края»;

×        Выставка тематических макетов «Далекий Север».

В калейдоскопе интересных событий, связанных с жизнью нашего детского сада, реализовался творческий проект «Теплое искусство холодной земли» для детей старшей группы, целью которого было формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами народов севера и организацию художественно-продуктивной деятельности.

В течение января в дошкольном учреждении проводились мероприятия в рамках проекта.

В завершение проекта  прошел мастер-класс для детей и родителей «В гости к тетушке Маяне».  В ходе мастер-класса она поделилась с гостями мастерством изготовления изделий декоративно-прикладного творчества. У участников мастер-класса была возможность выбрать направление работы с предложенными материалами.

Некоторые ребята украшали трафарет национальной верхней одежды элементами орнамента, кропотливо вырисовывая каждую линию концом кисти. А в это время родители изготовили из ниток и картона капюшон, которым затем украсили расписанный трафарет и, получилась праздничная паница (что в переводе значит верхняя одежда).

Кто-то создавал оберег, украшая его с помощью пластилина и бисера, изображая элемент из орнамента народов севера. А кто-то попробовал себя в косторезном промысле на примере вырезания фигур из мыла. Родители вырезали амулет с орнаментом, символизирующим у народов севера удачу в охоте и здоровье близких людей. Кропотливая работа очень увлекла ребят и взрослых.Мастер-класс прошёл оживлённо и доставил удовольствие всем его участникам.

Данное мероприятие позволило детям и родителям в интересной форме обобщить и закрепить полученные знания и понятия такие как «паница»– женская верхняя одежда, «яранга» – вид северного жилища представляет собой палатку из деревянного каркаса, «глухарка»– элемент орнамента, символизирующая птицу сна и многие другие интересные термины.

 Кроме того проект позволил детям применить полученные знания в практической деятельности, а затем использовать созданные работы в оформлении своей группы, а потом приглашать в гости детей из других групп и поделиться с ними знаниями и впечатлениями.

Результаты реализации проекта:

Систематизированная работа по расширению представлений детей о художественных промыслах народов севера имеет положительный результат:

- педагогам удалось заинтересовать детей и родителей  декоративно-прикладным искусством народов севера;

- дети применяют полученные знания в самостоятельном творчестве;

- пополнена предметно-развивающая среда в группе;

- организована выставка-экспозиция «Север, север без конца и края», включающая предметы одежды, изделия из кости, амулеты из кожи и многое другое;

- сформирована выставка детских поделок и рисунков; 

- проведен тематический мастер-класс для детей и родителей – как итог проекта.

Совместная детско-взрослая деятельность

Детские работы


 

Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Комментарии 1
Олеся 21.03.2019 13:35 #
Очень интересный проект, дети прям видно увлечены. Молодцы педагоги.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1615
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.