«Дымковские игрушки - чудо веселушки»

Авторы проекта:

Ст.воспитатель:Пинигина Наталья Владимировна

Воспитатели: Берлина Наталья Ивановна,

Городовая Гузель Фердависовна,

Мясникова Елена Алексеевна,

Плеханова Наталья Вячеславовна

МАДОУ ЦРР – детский сад № 158 города Тюмени

Познавательно-творческий проект в рамках конкурса «Город мастеров»

Актуальность и мотив к работе по приобщению детей к декоративно народным промыслам ёмко и глубоко заключается в словах Ж.Ж.Руссо: 

Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой…».

Педагоги из разных возрастных групп, объединившись, решили и провели познавательно-творческий проект на тему:

«Дымковские игрушки - чудо веселушки»

Цель: Познакомить  детей с народной дымковской игрушкой, как наследием и традициями великого русского народа. Способствовать патриотическому  и художественному воспитанию дошкольников.

Задачи:

1.Создать условия для познавательной активности детей, развития художественного восприятия :

- знакомить с образцами народного промысла

-учить понимать, оценивать красоту

-воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств

-формировать чувство ритма, цвета, гармонии.

2. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке, рисовании, украшении налепом, аппликации, печатанием.

-Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа

-учить самостоятельно составлять композиции, цветосочетания, выбирать шаг и ритм узора на основе полученных знаний

-поощрять творческие самостоятельные решения, использование разных техник и инструментов в работе.

3. С целью социально личностного развития детей  создать различные ситуации для общения, игр с детьми других групп. Вовлечь родителей воспитанников в единый творческий процесс.

Проект был рассчитан  на две недели, но он продлился ещё на три дня, так как в процессе работы пришла идея провести колядки в костюмах с элементами дымковских образов.Творческая группа воспитателей: Берлина Наталья Ивановна, Городовая Гузель Фердависовна, Мясникова Елена Алексеевна, Плеханова Наталья Вячеславовна и старший воспитатель Пинигина Наталья Владимировна разработали план мероприятий и привлекли воспитанников из трёх разных групп среднего и старшего возрастов. Примерно в различных мероприятиях были задействованы 75 детей и 11 родителей.

Предполагаемый результат

У детей:

- овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории

- развить способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи

- Вызвать эмоциональную отзывчивость, интерес к народной культуре, чувство гордости за свой народ и его традиции

-способствовать умению у детей выражать в речи собственный взгляд, общаться  со сверстниками и взрослыми в рамках делового разговора в новом для них обществе.

У педагогов

- совместная  групповая работа педагогов  поможет собрать и обогатить в деталях окружающую среду для художественного восприятия детьми образцов декоративно прикладного искусства

-а так же выработать  стиль наиболее эффективного взаимодействия с семьями воспитанников

- создать условия для более эффективного речевого и социально личностного развития ребёнка.

Мы подвели детей к основополагающему вопросу:«Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»

План проекта:

  • «Приготовьте, дети ушки…» (слушание сказочной истории свистульки, с которой началась дымковская игрушка).
  • Вмастерской глины  (просмотр видео ролика О. Романовой о дымковской игрушке).
  • Разгадываем секреты мастерства и узора (подбор и рассматривание  дидактического материала, альбомов по художественной росписи).
  • Давайте поиграем (организация народных подвижных игр с элементами фольклора).
  • Прикоснёмся к прекрасному (посещение мини музея, организованного в одной из групп).
  • «Незатейливый узор, оторвать не в силах взор» роспись штампами разных размеров.
  • «Утка-Марфутка, появись, детям нашим покажись»(лепка из солёного теста и роспись штампами).
  • «Там гуляют у реки индюки да петухи»(роспись полу объёмных форм из картона и плотной бумаги).
  • «Как у наших ворот завели хоровод» ( декоративное рисование кистью разного размера с детьми старшего возраста)
  • «Барышни-кокетки» ( конструирование из бумаги и подручного материала).
  • «Украсим стул»  (роспись детского стула для игр элементами узора)
  • «Открывай ворота, к вам идёт коляда!» (Создание элементов народного костюма с элементами дымковских образов аппликация на ткани из клейкой бумаги).

-В процессе изобразительной деятельности дети овладели понятиями: шаг, ритм узора.

-Увидели закономерность использования цвета в создании узора. Например, крупные кольца, полоски, круги, пятна мастерицы прорисовывали яркими цветами - оранжевым, жёлтым, красным. Такие цвета, как синий, зелёный, чёрный можно увидетьчаще в  точках или тонких полосках.

-Познакомились с понятием в декорировании, таким, как «налеп» из пластилина, «волна», «оборка».

Совместная творческая и познавательная деятельность переплеталась с дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Составь узор», «Составь картинку - найди вторую половинку», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».

Дети поиграли в новые для них народные подвижные  игры: «Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы».  Хороводные игры словами объединяли всех воспитанников,  снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов.

Рассматривание альбомов, сопровождалось  чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

К традиционным формам и методам реализации проекта можно добавить мотивационный метод «подмастерья»(взрослый и ребёнок в едином творческом процессе).

Метод соревнования, кто быстрее соберёт, назовёт и т.д. 

Метод эксперимента в нетрадиционной технике изображения, использование подручного материала для конструирования объёмных барышень.

Центральными событиями проекта можно назвать создание мини музея с помощью родителей, выставка совместных и детских работ, участие в народном обрядовом празднике – колядках.

В течение двух недель педагоги и дети обменивались информацией, результатом художественной деятельности и представляли друг другу народные игры. То есть дети были источником информации и инициаторами многих событий. Ценно и то, что в основу мероприятий было положено действие, эксперимент, творчество материальный продукт. Расписной стул, который можно много вариативно использовать в играх, юбки, фартуки, сшитые родителями и украшенные детьми, пригодятся для множества последующих мероприятий. Изготовленные детьми старших групп шаблоны и трафареты дополнили уголки творчества. 

Знакомство воспитанников  с произведениями народных мастеров, с историей промыслов в дальнейшем обязательно продолжится и именно в форме объединения педагогов и детей из нескольких групп.в творческую групп.

Совместная детско-взрослая деятельность


Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

 

Используемая литература:

-Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

-В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Волгоград.: Учитель 2011.

-Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

- Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.

- «В мастерской  глиняной игрушки»О. Романовой.  https://www.youtube.com/watch?v=mOQ0o1pbxkU

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Комментарии 5
Надежда 19.03.2019 09:20 #
Очень понравилась работа д/с158, молодцы!
19.03.2019 11:04 #
Какие же вы талантливые!
Светлана 21.03.2019 16:02 #
Здорово!!!А деткам как интересно .
Ольга 22.03.2019 23:55 #
Молодцы!!!
Татьяна 27.03.2019 00:23 #
Ваш проект интересен тем, что народное творчество увязали с народным праздником,костюмом. Интересно! Молодцы!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1661
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.