«Дымковские игрушки - чудо веселушки» |
Авторы проекта:
Ст.воспитатель:Пинигина Наталья Владимировна
Воспитатели: Берлина Наталья Ивановна,
Городовая Гузель Фердависовна,
Мясникова Елена Алексеевна,
Плеханова Наталья Вячеславовна
МАДОУ ЦРР – детский сад № 158 города Тюмени
Познавательно-творческий проект в рамках конкурса «Город мастеров»
Актуальность и мотив к работе по приобщению детей к декоративно народным промыслам ёмко и глубоко заключается в словах Ж.Ж.Руссо:
Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой…».
Педагоги из разных возрастных групп, объединившись, решили и провели познавательно-творческий проект на тему:
«Дымковские игрушки - чудо веселушки»
Цель: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, как наследием и традициями великого русского народа. Способствовать патриотическому и художественному воспитанию дошкольников.
Задачи:
1.Создать условия для познавательной активности детей, развития художественного восприятия :
- знакомить с образцами народного промысла
-учить понимать, оценивать красоту
-воспринимать содержание узора, особенности выразительных средств
-формировать чувство ритма, цвета, гармонии.
2. Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке, рисовании, украшении налепом, аппликации, печатанием.
-Развивать умения более точно передавать форму и характерные пропорции изображаемого образа
-учить самостоятельно составлять композиции, цветосочетания, выбирать шаг и ритм узора на основе полученных знаний
-поощрять творческие самостоятельные решения, использование разных техник и инструментов в работе.
3. С целью социально личностного развития детей создать различные ситуации для общения, игр с детьми других групп. Вовлечь родителей воспитанников в единый творческий процесс.
Проект был рассчитан на две недели, но он продлился ещё на три дня, так как в процессе работы пришла идея провести колядки в костюмах с элементами дымковских образов.Творческая группа воспитателей: Берлина Наталья Ивановна, Городовая Гузель Фердависовна, Мясникова Елена Алексеевна, Плеханова Наталья Вячеславовна и старший воспитатель Пинигина Наталья Владимировна разработали план мероприятий и привлекли воспитанников из трёх разных групп среднего и старшего возрастов. Примерно в различных мероприятиях были задействованы 75 детей и 11 родителей.
Предполагаемый результат
У детей:
- овладение детьми первичными представлениями об особенностях дымковского промысла, его истории
- развить способности самостоятельно решать творческий замысел, технику изображения, интеллектуальные личностные задачи
- Вызвать эмоциональную отзывчивость, интерес к народной культуре, чувство гордости за свой народ и его традиции
-способствовать умению у детей выражать в речи собственный взгляд, общаться со сверстниками и взрослыми в рамках делового разговора в новом для них обществе.
У педагогов
- совместная групповая работа педагогов поможет собрать и обогатить в деталях окружающую среду для художественного восприятия детьми образцов декоративно прикладного искусства
-а так же выработать стиль наиболее эффективного взаимодействия с семьями воспитанников
- создать условия для более эффективного речевого и социально личностного развития ребёнка.
Мы подвели детей к основополагающему вопросу:«Почему глиняную игрушку назвали Дымковской и как о ней узнали в других странах земного шара?»
План проекта:
- «Приготовьте, дети ушки…» (слушание сказочной истории свистульки, с которой началась дымковская игрушка).
- Вмастерской глины (просмотр видео ролика О. Романовой о дымковской игрушке).
- Разгадываем секреты мастерства и узора (подбор и рассматривание дидактического материала, альбомов по художественной росписи).
- Давайте поиграем (организация народных подвижных игр с элементами фольклора).
- Прикоснёмся к прекрасному (посещение мини музея, организованного в одной из групп).
- «Незатейливый узор, оторвать не в силах взор» роспись штампами разных размеров.
- «Утка-Марфутка, появись, детям нашим покажись»(лепка из солёного теста и роспись штампами).
- «Там гуляют у реки индюки да петухи»(роспись полу объёмных форм из картона и плотной бумаги).
- «Как у наших ворот завели хоровод» ( декоративное рисование кистью разного размера с детьми старшего возраста)
- «Барышни-кокетки» ( конструирование из бумаги и подручного материала).
- «Украсим стул» (роспись детского стула для игр элементами узора)
- «Открывай ворота, к вам идёт коляда!» (Создание элементов народного костюма с элементами дымковских образов аппликация на ткани из клейкой бумаги).
-В процессе изобразительной деятельности дети овладели понятиями: шаг, ритм узора.
-Увидели закономерность использования цвета в создании узора. Например, крупные кольца, полоски, круги, пятна мастерицы прорисовывали яркими цветами - оранжевым, жёлтым, красным. Такие цвета, как синий, зелёный, чёрный можно увидетьчаще в точках или тонких полосках.
-Познакомились с понятием в декорировании, таким, как «налеп» из пластилина, «волна», «оборка».
Совместная творческая и познавательная деятельность переплеталась с дидактическими играми: «Подбери узор к игрушке», «Составь узор», «Составь картинку - найди вторую половинку», «Лото», «Найди пару», «Найди лишнее».
Дети поиграли в новые для них народные подвижные игры: «Утка – Гусь», «Игра с платочком», «Жил был козлик»», «Игра с петушком», «Золотые ворота», «Капканы», «Углы». Хороводные игры словами объединяли всех воспитанников, снимали напряжение у застенчивых, закрытых детей. Многие игры сопровождались звучанием народных инструментов.
Рассматривание альбомов, сопровождалось чтением и заучиванием стихов и рассказов о дымке:Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
К традиционным формам и методам реализации проекта можно добавить мотивационный метод «подмастерья»(взрослый и ребёнок в едином творческом процессе).
Метод соревнования, кто быстрее соберёт, назовёт и т.д.
Метод эксперимента в нетрадиционной технике изображения, использование подручного материала для конструирования объёмных барышень.
Центральными событиями проекта можно назвать создание мини музея с помощью родителей, выставка совместных и детских работ, участие в народном обрядовом празднике – колядках.
В течение двух недель педагоги и дети обменивались информацией, результатом художественной деятельности и представляли друг другу народные игры. То есть дети были источником информации и инициаторами многих событий. Ценно и то, что в основу мероприятий было положено действие, эксперимент, творчество материальный продукт. Расписной стул, который можно много вариативно использовать в играх, юбки, фартуки, сшитые родителями и украшенные детьми, пригодятся для множества последующих мероприятий. Изготовленные детьми старших групп шаблоны и трафареты дополнили уголки творчества.
Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров, с историей промыслов в дальнейшем обязательно продолжится и именно в форме объединения педагогов и детей из нескольких групп.в творческую групп.
Совместная детско-взрослая деятельность
Видеозапись фрагмента образовательной деятельности
Используемая литература:
-Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
-В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Волгоград.: Учитель 2011.
-Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
- Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.
- «В мастерской глиняной игрушки»О. Романовой. https://www.youtube.com/watch?v=mOQ0o1pbxkU
Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».
Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.
Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).
Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!
Надежда | 19.03.2019 09:20 | # | ||
Очень понравилась работа д/с158, молодцы! |
19.03.2019 11:04 | # | |||
Какие же вы талантливые! |
Светлана | 21.03.2019 16:02 | # | ||
Здорово!!!А деткам как интересно . |
Ольга | 22.03.2019 23:55 | # | ||
Молодцы!!! |
Татьяна | 27.03.2019 00:23 | # | ||
Ваш проект интересен тем, что народное творчество увязали с народным праздником,костюмом. Интересно! Молодцы! |