«Тюменское ковроткачество»

Авторы:

Устюгова Анастасия Андреевна,

Кокшарова Ирина Васильевна

воспитатели

МАДОУ д/с № 127 города Тюмени

Мир предметов, окружающий нас, с каждым днём пополняется и расширяется. В своей стремительной повседневной жизни мы не всегда можем остановиться и задать себе вопрос: «Когда, где и как это появилось?»Наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. У многих нет возможности познакомиться с народными промыслами, посетить музей, выставку, а у родителей не всегда хватает терпения, чтобы передать ребёнку свои знания, связанные с истоками народного творчества. А ведь каждый край, город славится своими промыслами, ремёслами, мастерами, и наша Тюменская область не исключение. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народных художественных промыслах является актуальной проблемой дошкольного детства, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Ведь познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть в нём формируется гармонически развитая личность.

В связи с этим возникла необходимость в поиске и   реализации различных форм работы по формированию у детей  представлений о народных художественных промыслах Тюменской области. И первое что мы  сделали - создали мини-музей «Дом мастеров» в  подготовительной группе детского сада «Колокольчик», где нашли своё отражение традиционные ремёсла Сибири и сибирского народа. Среди домашней утвари, картин, вырезанных по дереву, сибирских валенок дети с особым любопытством разглядывали сибирский ковёр. Ковёр чёрного фона с живописными цветами больше всего привлёк внимание дошкольников. «Почему он чёрный?»,  «Как его сделали?», «Как сделать такой ковёр  своими руками?» - это  вопросы детей, которые помогли определить дальнейшее направление работы. Известно, что совместный труд, совместное дело сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. Вследствие этого возникла идея заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению через знакомство  детей с ковроткачеством, как народным ремеслом города Тюмени.

Так зародился проект «Тюменское ковроткачество». Целью которого стало приобщение детей и родителей к народному промыслу плетения через  совместное изготовление ковров разными нетрадиционными способами, доступными детям.

Для решения цели были определены задачи.

Образовательные:

1. Познакомить детей с ремеслом плетения ковров, историей возникновения ковров в Тюмени, сибирским ковроткачеством, его особенностями, узорами и разнообразием техник выполнения.

2. Формировать  умение работать с нитками и бумагой, совершенствовать техники пластилинографии.

3. Развивать и обогащать речь детей по теме ковроткачество.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, художественно-эстетический вкус.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение видеть и ценить прекрасное в результате труда человека.
  2. Формировать у детей чувство гордости за свою страну, край, город, развивать творческое восприятие и воображение.
  3. Поддерживать у детей и родителей потребность в  совместной творческой деятельности.

Участники проекта: дети 6-7 лет в количестве 30 человек и их родители.

Период реализации проекта: 2 недели.

В ходе работы были определены следующие этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

- подбор информативного материала об истории возникновения ковров в Тюменской области;

- создание презентации для детей и родителей «Тюменский ковёр»;

- изготовление серии дидактических игр: «Собери ковёр», «Узоры на ковре»;

- создание буклетов для родителей «Как смастерить ковёр вместе с ребёнком».

- оформление в группе иллюстрированного уголка «Русская горница»;

- подбор конспектов, бесед по теме «Тюменское ковроткачество».

2. Основной этап:

Для детей:

- Просмотр презентации «Тюменский ковёр».

- Беседа «Береги труд других людей».

- Сюжетно-ролевая игра «Ткачи и ткачихи».

- Рассматривание иллюстраций народных сказок с изображением русских горниц.

- Работа над раскрасками «Чудо ковры».

- Игра-моделирование «Узоры на ковре».

- Работа в технике пластилинографии «Цветы на ковре».

Для детей  и родителей:

-  Создание  мини-музея «Самотканые ковры и коврики» русской горницы.

- Совместная деятельность детей и родителей «Цветёт ковёр Тюменский» (рисование, аппликация, плетение ковра из нитей).

- Мастер-класс для детей и родителей в технике «Ниточный ковёр».

- Совместная образовательная деятельность детей и родителей «Как во горнице сибирской».

В ходе работы над проектом дети овладели умением плести ковры из цветных ниток, с помощью картонной основы.

 Работа проходила в несколько этапов:

  1. Натягивание  нити для основы.
  2. Наматывание  шерстяной нити на челнок, который называется утком.
  3. Пропускание между нитями основы, прибивание нити большим гребешком (бердо) для прочности ковра.

Научились создавать панно-аппликации в технике «Ниточный ковёр».

Работа проходила в несколько этапов:

  1. Рисование цветочных эскизов простым карандашом. Обведение силуэтов цветов и листьев.
  2. Выстригание ножницами «пуха» из шерстяных нитей.
  3. Намазывание обведённых силуэтов клеем.
  4. Выкладывание «пуха» на силуэты, смазанные клеем.

       Усовершенствовали умения в технике пластилинографии.

Этапы работы:

  1. Лепка жгутиков чёрного цвета.
  2. Переплетение жгутиков между собой, имитировавшие ковёр.
  3. Лепка цветов из кусочка пластилина, скатывание круглых комочков, сплющивание  его, прорезание лепестков.
  4. Украшение ковров  полученными цветами.

Научились создавать ковры при помощи соли.

  1. Нанесение  клея по контуру рисунка.
  2. Присыпание  клея  солью.
  3. Раскрашивание работы гуашевыми красками.

 В ходе работы над проектом, ребята овладели понятиями: сибирское ковроткачество, ткацкий станок, нити для основы, эскиз,  уток, канва.

Результатом работы стала выставка детско-родительских работ «Говорят в народе, ковёр Тюменский в моде»; создание  мини-музея «Самотканные ковры русской горницы», оформление буклетов для родителей и педагогов «Как смастерить ковёр с ребёнком». У дошкольников сформировались знания о возникновении ковров в Тюмени, развился  познавательный интерес к истории, национальным традициям родного города. Родители были активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

3. Заключительный этап:

На последнем этапе работы  дети учились составлять рассказы о тюменском ковре, делать презентации своих изделий. 

В перспективе планируется поделиться наработанным опытом с детьми и педагогами старших групп в форме межвозрастного общения.

Ковроткачество – занимательное занятие для ребёнка, во время которого он чувствует себя настоящим творцом, художником. Работы не требуют больших затрат – в ход идут остатки разноцветной пряжи для вязания, а польза огромная: ребёнок учится взаимодействовать в коллективе сверстников, повышает самооценку, приобретает новые навыки, знания, развивает художественный вкус, моторику рук.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.

Совместная детско-взрослая деятельность


Детские работы


Видеозапись фрагмента образовательной деятельности

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Комментарии 18
Галина 18.03.2019 21:09 #
Тюменское ковроткачество, очень интересно, дети в восторге!
Мафтуна 18.03.2019 21:43 #
Вы молодцы
Абдухалил 19.03.2019 10:04 #
Лучше всех))) Вы супер
Зайтуна 19.03.2019 12:47 #
Молодцы)))
Елена 19.03.2019 14:08 #
Вы молодцы)))
Елена 19.03.2019 18:19 #
Дети были в восторге, когда создавали свои ковры. Спасибо воспитателям, они молодцы!
Андрей 19.03.2019 21:39 #
Интересный проэкт, очень понравился))
Татьяна 19.03.2019 22:09 #
Все здорово! Молодцы!!!
галинк 19.03.2019 23:12 #
МОЛОДЦЫ!!!
Татьяна Аникеева 19.03.2019 23:28 #
Очень увлекательное творчество.Желаю всем творческого вдохновения и дальнейших побед.
Наталья 20.03.2019 01:01 #
Очень творческий подход. Молодцы!
Лена 20.03.2019 01:20 #
Почему-то не у всех получается проголосовать((
Жанна 20.03.2019 01:34 #
Умницы
Ольга 20.03.2019 10:54 #
Огромных побед! Творческого вдохновения! Желаем удачи!
Паввел 20.03.2019 12:56 #
Замечательно, что есть подобные организации, которые детей учат чему-то творческому, интересному, которые отвлекают аше будущее поколение от зомбоящиков и гаджетов. Молодцы!
Милана 20.03.2019 13:13 #
Просто супер!
Наталья 20.03.2019 14:57 #
Желаю победы!!! Творите сами и передавайте свой опыт младшему покалению! Молодцы!!!
Ирина 30.03.2019 15:28 #
Очень интересно и мелкую моторику, чувство вкуса развивает.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5083
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.