«Декоративно-прикладное искусство родного края» |
Автор проекта:
Муравьёва Юлия Владимировна
Воспитатель МАОУ Переваловская СОШ
Тюменского муниципального района
Цель:
Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством Тюменской области – тюменским ковром, дымниками, прялками, резьбой по кости, деревянным зодчеством.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству и истории родного края.
• Учить видеть красоту и своеобразие предметов декоративно-прикладного искусства Тюменской области.
• Учить детей воспроизводить основные элементыпредметов декоративно-прикладного искусства.
• Повышение компетентности родителей в вопросах образования детей дошкольного возраста
• Воспитывать у детей любовь к прикладному искусству родного края и уважение к работе народных мастеров.
• Познакомить детей с новыми словами: ткачество, дымник, фронтон, наличник, прялка-корневушка, ярмарка, коробейник.
Период реализации: сентябрь – декабрь
Участники проекта: воспитатель Муравьёва Юлия Владимировна, дети подготовительной к школе группы 26 человек (6-7 лет), родители.
Планируемые результаты проекта:
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства Тюменской области: ткачество, резьба по кости, железопросечное искусство (дымники), деревянное зодчество, прялки.
• Умение детей ориентироваться в различных видах искусства Тюменской области.
• Умение детьми воспроизводить элементы по мотивам декоративно-прикладного искусства родного края.
Пояснительная записка
В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном крае. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего, – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле. В декоративно-прикладном искусстве отражается история родного края и быт народа. Поэтому, формируя знания о декоративно-прикладном искусстве родного края, мы формируем и любовь к родине.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает не только федеральный, но и региональный компоненты. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности у взрослых, воспитания её у детей.
ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение регионального компонента в систему образования разного уровня.
Виды деятельности.
Игровая деятельность
Дидактические игры: Лото «Декоративно-прикладное искусство Тюменской области», «Собери тюменский ковер», «Укрась дом деревянной резьбой», «Назови правильно», «Найди лишнее», «Художественные часы».
Познавательное развитие
- Целевая экскурсия в краеведческий музей им. Г.Я.Сотникова (с.Успенка)
- Интерактивные экскурсии: «В гости к Тобольским мастерам», «Волшебные нити», «Мастера деревянного зодчества»
- Ориентировка на листе бумаги, ориентировка в пространстве(рисование, аппликация).
Речевое развитие
- Активизация словаря: ткачество, дымник, фронтон, наличник, прялка-корневушка, ярмарка, коробейник.
- Чтение стихотворений А.Дружков«Град Тобольск»; М.Степанов «Дервянная резьба»; Т.Бокова «Родина»
Художественно-эстетическое развитие
- Роспись плоскостных силуэтов красками: «Тюменский ковер», «Прялка-помощница»
- Рисование элементов урало-сибирской росписи.
- Лепка «По мотивам мастеров тобольских»
- Создание скульптур малых форм вырезанием с помощью стеки (материал - воск), передача основных сюжетов и художественных особенностей тобольской резной кости.
- Нетрадиционная аппликация (техника квиллинг) «Тюменские избы»; нетрадиционная аппликация (использование шерстяных нитей) «Цветочные узоры»(по мотивам Тюменского ковра)
- Работа с пособием «Ткацкий станок», шахматное плетение фрагмента половика
- Моделирование из бумаги «Тюменский дымник»
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда
- Дидактические игры и пособия по декоративно-прикладному искусству
- Дидактические картинки «Многонациональная Тюменская область»
- Образцы материалов, используемые в декоративно-прикладном искусстве (железо, солома, дерево, глина, шерсть и готовые нити)
- Создание в детском саду мини-музея русского быта
Работа с родителями
№ п/п |
Вид работы |
Цель работы |
1
|
Анкетирование родителей
|
Выявить уровень знаний о декоративно-прикладном искусстве Тюменской области, заинтересованность родителей в данном вопросе. |
2 |
Оформление стенда «Промыслы края Тюменского» |
Вызвать интерес родителей к истории Тюменской области Дать представление о декоративно-прикладном искусстве родного края. Повысить уровень знаний родителей в вопросах обучения детей истории родного края.
|
3 |
Участие в фотовыставке «Домик у бабушки в деревне» |
|
4 |
Интерактивное путешествие «Машина времени» |
|
5 |
Оформление фотоальбома «Декоративно-прикладное искусство земли Тюменской» |
Заключительный этап проекта
Оформление фотоальбома «Декоративно-прикладное искусство земли Тюменской»
- работа родителей с детьми - подборка фотографий работ мастеров
- работа воспитателя с детьми - сшивание и оформление альбома
Выводы
В ходе реализации проекта была разработана серия дидактических игр по декоративно-прикладному искусству Тюменской области, проведена организованная образовательная деятельность, в ходе которой дети научились выполнять несложные элементы каждого вида искусства.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству, у них появилось желание больше узнать о творчестве мастеров Тюменской области.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов сформировало у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Это подтверждает сравнительный анализ мониторинга на первом и завершающем этапах исследования. Данные высокого уровня увеличились на 16%, показатели среднего уровня - увеличились на 12%, а низкого уровня уменьшились на 28%
(Мониторинг нравственно-патриотического воспитания М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, адаптирован к Тюменскому региону в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Мозаика» Белькович В.Ю.)
Проект «Декоративно-прикладное искусство родного края» способствовал развитию нравственно-патриотических чувств,воспитанию эстетических и творческих способностей детей.
Совместная детско-взрослая деятельность
Детские работы
Видеозапись фрагмента образовательной деятельности
Список используемой литературы
1 Белькович, В.Ю. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — Москва: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с.
2 Буткевич, В.В.. Любимова, Б.СМетодика организации эстетического воспитания младших школьников. – 2-е изд., стереотип.. - Минск: Печатковая школа, 2008.- 144 с.
3 Декоративно-прикладное искусство Тюменской области. Национальная специфика [Электронный ресурс] /Культура регионов России; материал подготовил В.П. Южаков – режим доступа: http://www.culturemap.ru/?region=105&topic=13
4 Кириченко, Л.В. Элективный курс «Декоративно – прикладное искусство народов Тюменской области» и его возможности в формировании толерантной личности // XXIII Ершовские чтения: межвузовский сборник научных статей Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. – Ч. 1. –. С.90-92.
5 Козлова-Афанасьева, Е. М. Художественные центры и школы архитектурной деревянной резьбы юга Тюменской области (вторая половина XIX - начало XX вв.) / Е.М. Козлова-Афанасьева. - Тюмень : [б. и.], 2004. - 19 с.
6 Козловская, О.Л.Ручное ткачество [Текст]: учебное пособие для студентов направления 070800.62 и 072600.62 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" профиля подготовки "Художественное ткачество" / О. Л. Козловская - Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2014. – 172 с.
7 Тобольская резная кость [Текст]: из собрания Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника/под ред. Н.А.Черепанова - Москва: Галарт, 1996. – 122 с.
8 Тюменские ремесла [Текст]: сборник / под ред., А.С. Новопашин. - Тюмень: Тюмень, 1992. - 32 с.
9 Тюменскиедымники [Текст]: альбом / под ред. Н. Н. Шайхтдинова. - Тюмень: Тюм. обл. картинная галерея, 1975. - 8 с.
10 Урало-сибирская роспись [Электронный ресурс]/ История народных промыслов, материал подготовил А.Шувалова – режим доступа: http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis
11 Шайхтдинова, Н. Х. Тюменские прялки: брошюра / Н. Х. Шайхтдинова - Тюмень: Тюм. обл. картинная галерея, 1981. - 21 с.
Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».
Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.
Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).
Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!
Людмила Бобоева | 18.03.2019 16:50 | # | ||
Юлия Владимировна уже долгое время уделяет большое внимание знакомству детей с дкоративно-прикладным искусством Тюменского края, тем самым, прививая ребятам любовь к своей малой родине. Бывая на занятиях этого педагога, и, становясь случайным участником образовательного процесса, настолько проникаешься любовью и заражаешься духом творчества, что хочется подсесть к деткам за стол и начать самой творить эти цветные чудеса. Очень отрадно, что педагог знакомит ребят с урало-сибирской росписью, которая многим совсем не известна. Дети с удовольствием повторяют рисунок мастеров нашего края, воспроизводя на свет свои детские шедевры. Я от всей души желаю этому замечательном воспитателю победы в конкурсе данного формата! |