«Русский символ в стиле «золотой» хохломы»

Авторы проекта:
Дерега Ирина Рудольфовна – заведующая,
Протопопова Татьяна Александровна  – учитель – логопед,
Ющенко Светлана Юрьевна  – воспитатель
Детский сад «Солнышко» СП МАОУ  
Южно – Дубровинской СОШ, Армизонский район

 

     В наше время в век компьютерных технологий и 3D принтеров мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и ремёслами, традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, мероприятий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

У нас появилась идея соединить символ России – самовар с народным прикладным промыслом хохлома.

В рамках реализации проекта «Русский символ в стиле «золотой» хохломы», будут организована совместная детско-родительская выставка «Позабыт и позаброшен самовар на чердаке», разработана «дорожная карта», оформлена предметно-развивающая среда группы и детского сада, закуплены современные художественные технологии создания рисунка (краски «Эбру», «Витраж», «Декупаж»).

      С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях декоративно – прикладного искусства  в развитии детей дошкольного возраста.

Целью данного проекта будет ознакомление  детей дошкольного возраста с народным художественным промыслом «Золотая хохлома», через знакомство с историей русского самовара, посредством использования современных образовательных технологий.  

В проекте поставлены следующие задачи:  -  организовать методическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе ознакомления с хохломским промыслом, с использованием нетрадиционных технологий; - познакомить с одним из главных символов России – русским самоваром и его предназначением; - приобщать дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в условиях совместной практической творческой деятельности;  - обогатить предметно развивающую среду группы и детского сада;  - организовать взаимодействие ДОУ с родителями по приобщению к истокам народной культуры и истории России.

     Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

     Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).
      Риск проекта заключается: сумеем ли мы совместно с родителями создать  основу регионального стандарта  на  территории ДОУ и рационально её  использовать в соответствии с воспитательно - образовательными задачами?

     Предполагаемый результат проекта – это значительное расширение представлений детей, родителей и педагогов  о декоративно – прикладном искусстве, овладение современными технологиями создания хохломского узора, созданная предметно – развивающая среда поспособствует развитию у детей интереса к истории России.

«Дорожная карта» проекта «Русский символ в стиле «золотой» хохломы»:

Форма реализации проекта

Способы деятельности участников проекта.

Показатели эффективности словарной работы

Организация детей

Организация выставки: «Позабыт и позаброшен самовар на чердаке».

Привлечение родителей к тематическим планам педагогов.

Чердак, старинные предметы, медный самовар.

Общесадовское  мероприятие совместно с родителями.

Виртуальная экскурсия с помощью телеканала «Россия – Культура» телепередачи «Пряничный домик. Огненная хохлома».

Узнать историю происхождения промысла, побывать на фабрике, увидеть музейные экспонаты хохломских изделий.

«Огненная» хохлома, хохломская роспись, народный промысел.

Групповая виртуальная экскурсия.

Целевая экскурсия в детскую библиотеку «Русский самовар».

 

Рассказала о главном предназначении самовара в старину и в наши дни.

Символ, чаепитие, сосуд, сам варит – самовар.

Групповая экскурсия.

Мультимедийная презентация и видеофильм

«Ремесло. Хохлома»

Ответили на вопрос:

Как сделать деревянную посуду «золотой»?

Золотая хохлома, заготовка,

вап (глина), лудили, калили.

Групповой видеопросмотр.

Беседы, просмотр иллюстраций, чтение стихов и слушанье песен о хохломе.

Устное народное творчество поможет лучше   понять уникальность, простоту и красоту хохломского узора.

Узор, изделия, чаша,

ковш-лебедь, декоративная тарелка.

НОД (непрерывная образовательная деятельность).

Потешки, поговорки, загадки, считалки, частушки.

 

Один из главных источников русского народного творчества сравнений, восхищений.

Русские традиции, фольклор.

НОД (непрерывная образовательная деятельность).

Дидактические игры: «Собери узор»,

«Какой предмет лишний?», «Найди пару», «Заплатка» и др.

Развивать познавательные и творческие способности.

Хохломская роспись, посуда, композиции хохломского узора, переплёт, кудрина.

Подгрупповая, индивидуальная.

Традиционный практический  изобразительный навык: «Русский сувенир».

Уточнить последовательность усложнения элементов и композиции узора на примере расписывания букв и самоваров.

Композиции хохломского узора: завиток, тычок, травка, главный  элемент – ветка.

Занятие по художественно – эстетическому развитию.

Подгрупповая, индивидуальная

Нетрадиционная техника рисования ватными палочками: «Хохломская роспись — алых ягод россыпь»

Освоить необычную технику создания узора «Ягодки».

Расписные, элементы, тычок, ягоды брусника, рябинка, земляника.

Занятие с подгруппой детей.

Пластилинография в стиле  «Мозаика» «Расписные самовары в стиле русской хохломы».

Освоить нетрадиционную технику лепки, которая выражается в «рисовании»  пластилином на бумаге.

Пластилинография, мозаика.

Индивидуальная.

Витражная роспись: «Декоративная тарелочка»

Создание контура по трафарету «Хохломские завитки».

Витражная роспись, декоративная посуда.

Совместная детско-родительская деятельность.

Техника «Декупаж»: «Посидим у самовара».

Декорировать рисунок хохломским орнаментом.

Декупаж, растительный орнамент.

Работа ИЗО студии «Радуга творчества»

Современная художественная технология создания рисунка «Узор на воде».

Секреты рисования в технике Эбру.

Непредсказуемые орнаменты, отпечаток красочных узоров.

Подгрупповая.

Совместное детско-родительское сотворчество «Пряничный самовар».

Использование солёного теста в совместном декорировании самовара.

Основные цвета: красный, жёлтый, чёрный, солёное тесто.

Мастер-класс.

Альбом: «Негласные символы России –хохлома и самовар»

Подбор информации, иллюстраций, стихов и оформление альбомов.

Альбом,  набор открыток, негласный символ.

Совместная детско-родительская деятельность.

Мини музей: «Расписные самовары – украшение интерьера».

Внести русский символ в стиле «золотой» хохломы, в современный интерьер.

Украшают интерьер, мини музей.

Совместная детско-родительская деятельность.

Центральное событие проекта: детский исследовательский проект: «В гостях у самовара»

Если мы познакомимся с историей возникновения самовара, то узнаем, почему самовар считают символом добра, домашнего уюта и символом России.

«Мы сидим за самоваром,  самовар наш пышет паром и украшен хохломой!»

 

Исследование, гипотеза, звёздочка обдумывания, интересные факты, чаепитие, русские традиции.

Совместная детско-родительская деятельность.

     Любовь к родному краю, знание истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры общества. Сохранение обычаев, фольклора, музыки и народных промыслов каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны. Проблема развития национального самосознания включает в себя проблему сохранения памяти: сохраняя прошлое, мы заботимся о будущем. Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России. А негласным символом был и остаётся самовар.

     Это и побудило организовать методическое сопровождение педагогов, родителей и детей ДОУ.

«Велик тот народ, который постоянно ощущает живую связь со своей историей, может брать все лучшее из своих исторических традиций и делать это достоянием сегодняшнего дня…»

Совместная детско-взрослая деятельность 

Детские работы


видеозапись фрагмента деятельности детей


 

Литература:

1. Молотилова Л. К. Народные Художественные Промыслы России. Ассоциация «Народные Художественные Промыслы России». Каталог – Альбом Под - М. : Интербук Бизнес. – 1998

2. Набор открыток «Хохлома». Издательство «Аврора», Ленинград, 1983.
3. Некрасова  М.А. Народное искусство России. «Народное творчество как мир целостности». Альбом. Издательство «Советская Россия». – 1983.

4.  Орлова Л.В. Хохломская Роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.; Мозаика-Синтез, 2002
5. Полная хрестоматия для дошкольников ООО «Издательство АСТ» 2008.

6. Энциклопедия для детей «Обо всём на свете от А до Я»; Москва «Махаон» 2008.

Интернет - ресурсы:

Мультфильм про Хохлому.mp4  russsuvenir  youtube.com

О народных промыслах.mp4 youtube.com

Пряничный домик. Огненная хохлома / Телеканал Культура  youtube.com

Ремесло 87: Хохлома youtube.com

Самовар (фильм-презентация для детей). youtube.com

https://daochai.ru/blog/kultura-chaepitija/istorija-samovara.html

www.galileo – tv.ru

www.ebru – show.ru

Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».

Результаты голосования >>>

Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.

Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).

Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!

Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!

Поделиться
Комментарии 9
Ирина 18.03.2019 15:09 #
Молодцы!
Наталья 18.03.2019 16:00 #
Дальнейших успехов в творчестве.
Анна 18.03.2019 17:53 #
ВПЕРЁД К ПОБЕДЕ!
Марина 18.03.2019 18:14 #
Супер!
Асель 18.03.2019 19:35 #
Как всегда молодцы!!!!
Валентина 18.03.2019 21:10 #
"Солнышко" молодцы!!!
Марина 18.03.2019 21:28 #
Анастасия 18.03.2019 23:13 #
Умницы
Наталья 19.03.2019 22:22 #
Молодцы!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3423
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.