Авторы проекта: Дерега Ирина Рудольфовна – заведующая, Протопопова Татьяна Александровна – учитель – логопед, Ющенко Светлана Юрьевна – воспитатель Детский сад «Солнышко» СП МАОУ Южно – Дубровинской СОШ, Армизонский район
В наше время в век компьютерных технологий и 3D принтеров мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и ремёслами, традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, мероприятий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
У нас появилась идея соединить символ России – самовар с народным прикладным промыслом хохлома.
В рамках реализации проекта «Русский символ в стиле «золотой» хохломы», будут организована совместная детско-родительская выставка «Позабыт и позаброшен самовар на чердаке», разработана «дорожная карта», оформлена предметно-развивающая среда группы и детского сада, закуплены современные художественные технологии создания рисунка (краски «Эбру», «Витраж», «Декупаж»).
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях декоративно – прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста.
Целью данного проекта будет ознакомление детей дошкольного возраста с народным художественным промыслом «Золотая хохлома», через знакомство с историей русского самовара, посредством использования современных образовательных технологий.
В проекте поставлены следующие задачи: - организовать методическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе ознакомления с хохломским промыслом, с использованием нетрадиционных технологий; - познакомить с одним из главных символов России – русским самоваром и его предназначением; - приобщать дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в условиях совместной практической творческой деятельности; - обогатить предметно развивающую среду группы и детского сада; - организовать взаимодействие ДОУ с родителями по приобщению к истокам народной культуры и истории России.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели). Риск проекта заключается:сумеем ли мы совместно с родителями создать основу регионального стандарта на территории ДОУ и рационально её использовать в соответствии с воспитательно - образовательными задачами?
Предполагаемый результат проекта – это значительное расширение представлений детей, родителей и педагогов о декоративно – прикладном искусстве, овладение современными технологиями создания хохломского узора, созданная предметно – развивающая среда поспособствует развитию у детей интереса к истории России.
«Дорожная карта» проекта «Русский символ в стиле «золотой» хохломы»:
Форма реализации проекта
Способы деятельности участников проекта.
Показатели эффективности словарной работы
Организация детей
Организация выставки: «Позабыт и позаброшен самовар на чердаке».
Привлечение родителей к тематическим планам педагогов.
Чердак, старинные предметы, медный самовар.
Общесадовское мероприятие совместно с родителями.
Виртуальная экскурсия с помощью телеканала «Россия – Культура» телепередачи «Пряничный домик. Огненная хохлома».
Узнать историю происхождения промысла, побывать на фабрике, увидеть музейные экспонаты хохломских изделий.
«Огненная» хохлома, хохломская роспись, народный промысел.
Групповая виртуальная экскурсия.
Целевая экскурсия в детскую библиотеку «Русский самовар».
Рассказала о главном предназначении самовара в старину и в наши дни.
Символ, чаепитие, сосуд, сам варит – самовар.
Групповая экскурсия.
Мультимедийная презентация и видеофильм
«Ремесло. Хохлома»
Ответили на вопрос:
Как сделать деревянную посуду «золотой»?
Золотая хохлома, заготовка,
вап (глина), лудили, калили.
Групповой видеопросмотр.
Беседы, просмотр иллюстраций, чтение стихов и слушанье песен о хохломе.
Устное народное творчество поможет лучше понять уникальность, простоту и красоту хохломского узора.
Узор, изделия, чаша,
ковш-лебедь, декоративная тарелка.
НОД (непрерывная образовательная деятельность).
Потешки, поговорки, загадки, считалки, частушки.
Один из главных источников русского народного творчества сравнений, восхищений.
Русские традиции, фольклор.
НОД (непрерывная образовательная деятельность).
Дидактические игры: «Собери узор»,
«Какой предмет лишний?», «Найди пару», «Заплатка» и др.
Развивать познавательные и творческие способности.
Хохломская роспись, посуда, композиции хохломского узора, переплёт, кудрина.
Внести русский символ в стиле «золотой» хохломы, в современный интерьер.
Украшают интерьер, мини музей.
Совместная детско-родительская деятельность.
Центральное событие проекта: детский исследовательский проект: «В гостях у самовара»
Если мы познакомимся с историей возникновения самовара, то узнаем, почему самовар считают символом добра, домашнего уюта и символом России.
«Мы сидим за самоваром, самовар наш пышет паром и украшен хохломой!»
Исследование, гипотеза, звёздочка обдумывания, интересные факты, чаепитие, русские традиции.
Совместная детско-родительская деятельность.
Любовь к родному краю, знание истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры общества. Сохранение обычаев, фольклора, музыки и народных промыслов каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны. Проблема развития национального самосознания включает в себя проблему сохранения памяти: сохраняя прошлое, мы заботимся о будущем. Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России. А негласным символом был и остаётся самовар.
Это и побудило организовать методическое сопровождение педагогов, родителей и детей ДОУ.
«Велик тот народ, который постоянно ощущает живую связь со своей историей, может брать все лучшее из своих исторических традиций и делать это достоянием сегодняшнего дня…»
Совместная детско-взрослая деятельность
Детские работы
видеозапись фрагмента деятельности детей
Литература:
1. Молотилова Л. К. Народные Художественные Промыслы России. Ассоциация «Народные Художественные Промыслы России». Каталог – Альбом Под - М. : Интербук Бизнес. – 1998
2. Набор открыток «Хохлома». Издательство «Аврора», Ленинград, 1983. 3. Некрасова М.А. Народное искусство России. «Народное творчество как мир целостности». Альбом. Издательство «Советская Россия». – 1983.
4. Орлова Л.В. Хохломская Роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.; Мозаика-Синтез, 2002 5. Полная хрестоматия для дошкольников ООО «Издательство АСТ» 2008.
6. Энциклопедия для детей «Обо всём на свете от А до Я»; Москва «Махаон» 2008.
Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».
Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.
Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).
Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса!
Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!