«Деревянный друг» |
Образовательный проект«Деревянный друг»
по ознакомлению детей 5-6 лет
с народными художественными промыслами Тюменского края
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Название проекта |
«Деревянный друг» |
Авторы проекта |
Самылина Татьяна Николаевна, воспитатель Михалёва Светлана Евгеньевна, воспитатель Перевалова Ирина Николаевна, воспитатель |
Название и Адрес учреждения |
МАДОУ ЦРР детский сад № 123 города Тюмени, город Тюмень, улица Ватутина, 18 корпус 1 |
Участники проекта |
дети старшей группы (5-6 лет)- 32 человека воспитатели,сотрудники – 14 человек родители воспитанников 39 человек |
Тип проекта |
Информационно – творческий, групповой |
Продолжительность |
Краткосрочный |
Сроки реализации |
январь 2019 г. |
Актуальность |
Ребѐнок растёт, познаѐт мир и учится взаимодействовать с ним через игрушки. Перед родителями встает проблема, какую же игрушку выбрать своему ребѐнку: яркую, красочную игрушку, или, отдавая дань рекламе, развивающую замудрѐнную конструкцию. Но почему мало кто задумывается о старой деревянной игрушке? Наши предки знали о целебной силе дерева, считали, что при контакте человека с деревом происходит биоэнергетический обмен, деревья помогают обрести равновесие и гармонию. Дерево – материал твѐрдый, приятный и тѐплый на ощупь. Выполненная из дерева игрушка утрачивает режущие углы, она становиться пластичной и не может поранить ребѐнка. А ещѐ деревянные игрушки не содержат лишних ненужных деталей, раскрывают огромный потенциал для развития детской фантазии и воображения. Кедр – символ изобилия и благополучия. Сосна–указывающее путь, дерево защиты, жизненной силы Липа–радость, тепло, покой, защита; покровительствует семье. Свет, звуки, запахи леса имеют поистине живительную силу, благотворно влияющую на душу человека. Те же чувства испытывает ребѐнок, беря в руки деревянную игрушку. Поэтому возникло желание помочь детям увидеть в тюменской деревянной игрушке глубочайший смысл, почувствовать, заключѐнную в ней энергию, впитать еѐ доброту, прикоснуться к русской народной культуре. |
Цель проекта |
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным художественным промысламчерез знакомство с традиционной тюменской деревянной игрушкой. |
Задачи проекта |
2.Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям. 3.Развивать творческие способности детей через приобщение к промыслу - изготовлению игрушек. 4.Повышать компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений. 5.Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки. |
Содержание проекта |
В соответствии с поставленными задачами содержание проекта включает работу с детьми в процессе организации различных видов деятельности, как в организованной образовательной, так и в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности; При составлении плана мероприятий в работе с детьми мы учитывали все направления развития: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и физическое. |
Этапы реализации проекта |
1 этап - подготовительный Выявление интереса детей. Составление плана по реализации проекта: разработка конспектов бесед и организованной образовательной деятельности с детьми, подготовка иллюстративного и дидактического материала, составление познавательных презентаций о тюменской деревянной игрушке, оформление демонстрационно-информационного материала для родителей. 2 этап - основной Организация и проведение работы по реализации задач проекта. Посещение выставки традиционной деревянной игрушки и мира символов деревянного зодчества «Солнечный конёк» Святослава Шитова в музейном комплексе им. И.Я. Словцова. 3 этап – заключительный Изучение эффективности реализации проекта, выставка детского творчества «Тюменские деревянные игрушки», оформление мини – музея «Деревянная игрушка». |
Ожидаемые результаты |
|
Событие проекта
Развлечение для детей и родителей «Ярмарка друзей» |
Итоговое мероприятие представлено в форме развлечения – ярмарки народной игрушки. Педагоги, дети и родители в народных костюмах презентуют предметы –продают товар, изготовленный своими руками, выступают в роли народных мастеров, участвуют в народных подвижных играх, хороводах. |
план работы с детьми
№ |
Содержание мероприятия |
Цель Мероприятия |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1.
|
Беседа «Что ты знаешь о народных игрушках?» |
формирование представлений детей о народной культуре, народных промыслах |
Воспитатели |
2. |
Беседа «Игрушки не простые – деревянные расписные» |
расширение представлений детей о народной деревянной игрушке. Знакомство с особыми стилистическими признаками традиционной сибирской игрушки. |
воспитатели |
3. |
Просмотр презентации «Путешествие в страну деревянных игрушек Тюмении» |
расширение представлений детей о разнообразии народного искусства. Знакомство с тюменской деревянной игрушкой, её характерными особенностями |
воспитатели |
4. |
«Солнечный конёк» (пластилинография) |
учить декоративно оформлять плоскостное изображение – украшать элементами тюменской точечной росписи |
воспитатели |
5. |
«Деревянный друг» (поделка из бумаги) |
развивать умение детей создавать декоративную композицию, самостоятельно составлять узор на изделии новой формы |
воспитатели |
6. |
Чтение сказки П.П.Ершова «Конёк горбунок» |
формирование эмоционального отношения к литературным произведениям |
воспитатели |
7. |
Народная подвижная игра «Как у наших у ворот» |
сохранение и укрепление народных традиций, развитие двигательной активности детей |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
8. |
Просмотр мультипликационного фильма «Богородская игрушка» ,часть 1,2 ,2008 год |
расширение представлений детей о разнообразии деревянных игрушек, истории происхождения. |
воспитатели |
9. |
ООД «В музее игрушек города Тюмени» |
Расширение представлений о разнообразии образов тюменской деревянной игрушки |
Воспитатели родители |
10 |
Просмотр открыток «Игрушки из бабушкиного сундука» |
рассматривая открытки, находить в них отражение времени и приобщаться к истории своего региона, Тюмени |
воспитатели |
11 |
Дидактическая игра «Выложи узор» |
составление декоративных композиций на основе знакомства с сибирской игрушкой |
воспитатели |
12 |
Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
|
развитие тактильных ощущений, умения определять материал на ощупь, обогащение и активизация словаря |
воспитатели |
13 |
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мастерскую» |
расширение представлений детей о народных художественных промыслах, развитие ролевого взаимодействия |
Воспитатели родители |
14 |
Пальчиковая игра «Мастера» |
развитие логоритмических способностей детей |
воспитатели |
15 |
Физкультминутки и динамические паузы: «Пальчики танцуют», «Дружные лошадки» |
оздоровление детей через двигательную деятельность |
Воспитатели, |
16 |
Народная подвижная игра «Ручеек» |
знакомство с народной культурой через народные подвижные игры |
Воспитатели, инструктор по физической культуре |
17 |
Подготовка заготовок «Любимый друг» (обработка наждачной бумагой детьми вырезанных из дерева игрушек папами) |
приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению игрушек, уточнение представлений о тюменской игрушке, о этапах изготовления |
Воспитатели родители |
18 |
Мастер-класс Святослава Шитова «Роспись деревянных игрушек» |
развитие творческих способностей детей на основе народного творчества. Овладение детьми точечной росписью, где каждая точка означает день |
Воспитатели, С. В.Шитов |
19 |
Презентация музея «Деревянная игрушка Тюмени» |
обогатить воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. |
Родители, воспитатели |
20 |
Развлечение «Ярмарка друзей» |
Формирование культуры досуговой деятельности. |
Воспитатели Родители
|
план работы с родителями
№ |
Содержание мероприятия |
Цель Мероприятия |
Ответственные |
1.
|
Посещение персональной выставки Святослава Шитова «Солнечный конёк» в музейном комплексе им. И.Я.Словцова |
Реализация единого подхода детского сада и семьи в приобщении детей к народной культуре и традициям русского народа |
Воспитатели родители |
2. |
Консультация «Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников» |
Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении и роли народной игрушки в духовно – нравственном воспитании детей |
воспитатели |
3. |
Буклет «Деревянная игрушка как средство приобщения детей к народной культуре» |
Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о значении игрушки и ее роли в воспитании детей |
воспитатели |
4. |
Мастер – класс с родителями в художественной мастерской «МНИХ» ул. Дзержинского, 34. |
Установление партнёрских взаимоотношения между участниками проекта через совместную деятельность |
Воспитатели родители |
Совместная детско-взрослая деятельность по ознакомлению с народными художественными промыслами Тюменского края
фотографии с детскими работами
видеозапись фрагмента деятельности детей
ЛИТЕРАТУРА
1.http://ng72.ru/news/view/07-05-2017-tyumenskaya-igrushka-russkaya-mehanika-v-dereve © ng72.ru
2.Игрушка в жизни ребенка/под ред. Коссаковской Е.А.-М.: Просвещение, 2009
3. https://vk.com/club82005995
Уважаемые коллеги - участники регионального конкурса образовательных проектов "Город мастеров" и гости!
С 18 марта с 12-00 по 22 марта состоялось онлайн — голосование за тех, кто по решению жюри (по сумме баллов) прошел во II тур конкурса. Первый в рейтинге онлайн-голосования, получает «Приз зрительских симпатий».
Победителей, занявших I, II и III места определило жюри по итогам экспертизы. Все присланные работы получили оценку жюри, результаты оформлены протоколом от 20.02.2019г.
Подведение итогов и награждение победителей состоится на традиционной мартовской конференции в Департаменте образования и науки Тюменской области в режиме видеоконференцсвязи (ВКС).
Оставляйте только корректные, содержательные комментарии. Количество комментариев НЕ подсчитывается!