МАДОУ № 50 г.Тюмени «Счастливое детство». Бабаева Н.А. |
вс., 01.12.2013 |
Конкурсант:
Бабаева Н.А.
Воспитатель,
который не подавляет, а возносит,
не диктует, а учит,
не требует, а спрашивает,
переживает с ребёнком
много вдохновенных минут.
Я.А.Коменский
С 1 сентября 2013 года вступил в силу закон «Об образовании в РФ». Споры вокруг него не утихают. На страницах печатных изданий, в телепрограммах идут бесконечные дискуссии о реформах в образовании, об их своевременности. Не обходит он стороной и дошкольное образование.
Наверное, жизнь доказывает, что пришло время перемен, а лучше они или хуже предыдущих - покажет время. Ведь именно оно диктует новые требования.
Но какие бы изменения не происходили в законодательной сфере нельзя забывать о том, что за всеми этими нововведениями стоят люди. Те, кто непосредственно участвует в воспитании и образовании наших детей: воспитатели, педагоги и мы - родители.
И самая первая встреча с образовательной системой происходит тогда, когда мы приводим своих маленьких деток в детский сад. Доверяя системе самое ценное, что есть у семьи – детей! Олицетворяет же всю эту громаднейшую систему один единственный человек – воспитатель, как правило, женщина!
Детский сад, на мой взгляд, очень важен в жизни ребенка. Ведь здесь он учится быть самостоятельной личностью (папы и мамы нет рядом), здесь появляются первые друзья и возникают первые конфликты. В своей группе он знакомится с таким понятием, как коллектив. Участвуя в спортивных играх, он познает командный дух.
Но все это может воплотиться в реальность, только в том случае, когда рядом с ребенком настоящий профессионал своего дела.
Что я вкладываю в это понятие: воспитатель-профессионал? Звучит это как-то сухо, академически. На самом деле, мне кажется, стержень этой профессии - любовь, любовь к детям! Без нее не будет профессионального роста. А любой работающий человек подспудно хочет состояться в выбранной профессии и получать не только материальные дивиденды, но и моральное удовлетворение.
Мне кажется, в принципе, невозможно любить свою профессию воспитателя, но при этом не любить детей. Если такие люди встречаются в реальности, то они сами глубоко несчастны и делают несчастными своих подопечных…
Дети, независимо от возраста, как «лакмусовая бумажка», реагируют на окружающий мир. Они считывают нас в секунды. Неискренность, фальшивые улыбки они на каком - то подсознательном уровне чувствуют и отторгают, их не обманешь. Каждый ребёнок уникален в своём роде, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Они открыты для красоты и добра, остро реагирует на ложь и несправедливость, и если уж любят – то честно, без оговорок, ведь неискренние чувства малышам ещё не известны, и они чисты и честны перед миром, не умеют скрывать своих чувств в отличие от взрослых!
К хорошему воспитателю дети бегут по утрам, они скучают по нему на выходных, делятся с ним своими невзгодами и успехами, доверяют ему. Да просто «виснут» на нем, как на родном человеке. Ведь можно сказать, что воспитатель – это «вторая мама». Сомневаюсь, что этому можно научить. Это либо дано природой – либо нет.
Профессия сама по себе не из легких. Она тяжела как физически (более 8 часов не сидя за столом, а на ногах; постоянно в диалоге с детьми; постоянный зрительный контроль на 360°, учитывая, что в группах сейчас примерно по 30 человек), так и эмоционально. Ведь каждого ребенка надо понять, принять и привыкнув к нему, спустя какое-то время, отпустить от себя. А если по-другому, то контакта с маленьким человечком не получится. И если он закрыт, то, как научить его первым премудростям? Как помочь найти таланты и открыть способности?
Современному воспитателю для успешной работы с детьми надо знать, что их интересует. Ведь наряду с русскими народными сказками, советскими мультфильмами (а это наш «золотой фонд»), появляются новые герои, новые книги и новые игрушки. Ему необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.
Воспитатель – он всегда молод душой. И это не зависит от его физического возраста. Когда вокруг тебя каждый день, кто-то открывает для себя этот мир, невольно сам будешь втянут в этот процесс. Детей надо увлечь, зажечь и уметь задержать их внимание, а в какие-то моменты, наоборот, суметь переключить на что-то другое. Получается, что воспитатель должен учиться всю свою профессиональную жизнь.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и желание идти на «работу» с большим нетерпением!
К перечисленным качествам, мне кажется, необходимо добавить терпеливость, доброжелательность, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо уметь уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике. Ведь порой бывает найти общий язык с родителями на порядок труднее, чем с их ребенком.
В идеале, детский сад должен стать для ребенка вторым домом, второй семьей. Хочется чтобы детский сад был местом, где комфортно всем членам этой большой семьи - воспитанникам, воспитателям, всем остальным сотрудникам. И если это получается, то спустя время дети с теплотой вспоминают свою «первую школу» - детский сад и своего «первого учителя» – любимого воспитателя, как мой старший сын – уже семиклассник, закатывая глаза, мечтает вернуться в детский сад.
Тема, поднятая конкурсом, волнует многих: как самих воспитателей, еще только познающих азы профессии, так и опытных педагогов, и, конечно, родителей. На форумах в Интернете кипят нешуточные страсти. Сейчас в век информации люди спешат поделиться свои опытом и мнением, своими взглядами на тот или иной вопрос. Поэтому хочу закончить свои размышления строчками стихотворения, принадлежащие рядовому воспитателю, на которые я наткнулась на просторах Интернета:
«… Быть может, труд наш с виду неприметен,
но лишь одно я знаю – малыши,
спешат к нам в сад, с утра торопят маму –
давай быстрее, мама, побежим!
Наверно – это вот и есть ответ
– ценнее нашего труда на свете нет! »
Л. Ф. Евстратикова
Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической выставке «Современная образовательная среда в ДОУ». Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области" Сроки проведения: с 1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>> Скачать: положение о выставке |