МАДОУ детский сад №172. Коргожа И.А

  ср., 27.11.2013

Конкурсант:

Коргожа Ирина Александровна

Воспитатель сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника.

 В. Даль

 

Проблеме воспитания во все времена уделялось огромное внимание. И это неспроста. Люди всех эпох понимали, что от воспитания молодых поколений зависит будущее всего человечества. Сократ, Цицерон, Конфуций говорили о важности правильного воспитания детей и высоких требованиях, которые должны предъявляться к человеку, взявшему на себя ответственность за нравственное развитие пусть пока маленьких, но людей.  Далеко не каждый человек способен воспитывать, учить, развивать – общество всегда понимало это. Человек, не соответствующий неким критериям, определяющим личность «хорошего воспитателя», но занимавшийся педагогикой, всегда порицался и критиковался.

Философ и мыслитель Карл Фрелих говорил о взаимоотношениях детей и педагогов 19 века следующее: «Равнодушие, с которым жизнерадостная молодость воспринимает предписания педагогики, противоречащие духу времени, в какой-то степени объясняется тем, каковы сами служители педагогики». В своём высказывании мыслитель затронул очень важную тему, актуальную и для современной педагогики. Каким должен быть воспитатель современности, чтобы молодое поколение его услышало и поверило ему? Меняется ли что-то в установках и правилах, лежащих в основе педагогики уже многие века? Может ли так получиться, что старые установки и критерии противоречат современности и являются пережитками педагогики, а потому просто не могут восприниматься современными детьми? Ответ на поставленные вопросы не так прост.

С одной стороны, каждая эпоха отлична от другой и критерии «воспитанности» ребёнка в разное время были очень своеобразными. В 18 веке каждый порядочный молодой человек должен был уметь фехтовать и ездить на лошади, а девушка – петь и играть на фортепиано. И силы воспитателей уходили на то, чтобы отдать дань такой моде. Второй яркий пример – один из крупнейших немецких педагогов 19 века – И.Ф. Гербарт, который считал, что самым правильным методом в воспитании является «управление». Оно включает такие средства, как угроза, надзор, приказания и запрещения, а также – наказания, в том числе телесные. Педагогом даже была разработана целая система наказаний, которые широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран. Авторитет и любовь, дружбу и доверие И.Ф. Гербарт считал лишь вспомогательными средствами «управления». Именно на основании таких примеров можно говорить о «пережитках» системы воспитания. В современном обществе педагог, использующий подобные методы воспитания, – явление ненормальное.

С другой стороны, во все времена воспитательный процесс был направлен на то, чтобы вырастить достойных людей, которые со временем возьмут на себя ответственность за развитие и благосостояние своего государства, станут опорой для нынешних «взрослых». Во все времена ценилось уважительное отношение к старшим людям, порядочность и достоинство, отзывчивость и не безразличие к другим людям. Сегодня воспитатель должен быстро уметь адаптироваться в быстро меняющейся социальной среде.

В нынешних условиях жизни воспитание ребёнка происходит по большей части в образовательных учреждениях (детских садах и школах), а не в семье, потому что здесь ребёнок проводит около 10 часов в сутки, пока родители находятся на работе. А потому именно на плечи воспитателей ложится ответственность за то, чтобы познакомить детей с морально-этическими нормами поведения в обществе, воспитать доброе отношение к другим людям, научить детей видеть в окружающих людях ценность.

Наверно сегодня можно  говорить о каких-то особых методах воспитания современных детей. Очень важным фактором в воспитании ребёнка, для которого детский сад, как уже отмечалось, становится сегодня «родным домом», является умение воспитателя создать домашнюю атмосферу, чтобы ребёнок чувствовал себя  в своей тарелке.

Важен и индивидуальный подход в воспитании. Современный воспитатель, по моему мнению,  должен уметь даже в условиях переполненности групп охватывать своим вниманием всех детей абсолютно. Ведь услышать и поверить тому, что говорит воспитатель, ребёнок может только в том случае, если у него хорошие отношения с воспитателем, если он может доверять своему «старшему другу» и чувствует себя востребованным. Психологами часто отмечается, что дети плохо себя ведут лишь потому, чтобы обратить на себя внимание взрослых.

Кроме того, современный воспитатель должен уметь полностью окунаться в реалии «современного детства» – иметь представление о том, какие мультфильмы смотрят теперь наши дети, в какие электронные игры играют, знать, кто их любимые герои. Очень важно, мне кажется, оставаться «своим» в детском коллективе. Встать на позицию ребёнка, и, конечно же, уважать ребёнка как личность.

И одно из важных, пожалуй, правил, которое должен выполнять хороший воспитатель, никогда не учить тому, чего не выполняет сам. Известно, что дети очень чутки и внимательны к тому, как ведет себя взрослый человек, который постоянно находится рядом, а также активно влияет на них. Ребёнок часто копирует поведение уважаемого им взрослого, стремится быть на него похожим. Потому воспитатель должен быть для ребёнка авторитетом, примером для подражания. Если воспитатель учит ребёнка каким-то правилам поведения, он должен обязательно выполнять эти правила сам. Установки вроде «взрослым можно», «дорасти, а потом делай что хочешь» разрушают доверие между педагогом и ребёнком, заставляют последнего сомневаться в истинности того, чему воспитатель учит.

В современном мире в условиях все доступности и вседозволенности только плотное «сотрудничество» ребёнка и воспитателя, основанное на доверии и дружбе, уважении и понимании, может гарантировать высокую эффективность воспитательного процесса. Каждый ребёнок должен знать, что он идет по жизни не один, что рядом всегда находится взрослый – друг, готовый поддержать в нужную минуту и помочь. Цель взрослого – стать таким другом.

 

 

 

 

 

 

Голосование закончено 12 декабря 2013 года в 15:00. Спасибо всем за участие!

 

Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической  выставке «Современная образовательная среда в ДОУ».

Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области"  Сроки проведения: с  1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>>

Скачать: положение о выставке

Поделиться
Просмотров: 1390
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.