МАДОУ д/с №1 города Ишима. Гутман М.В. |
пн., 02.12.2013 |
Конкурсант:
Гутман Мария Викторовна
В современной педагогической литературе нет единого мнения на те значимые профессиональные и личностные качества воспитателя, определяющие его педагогическую деятельность. М.В.Кларин называет такие ведущие качества воспитателя, как искренний интерес к ребенку, широта кругозора, терпимость, конструктивность мышления, доброжелательность, принятие личности ребенка.
Ю.Н.Калюткин выделяет три группы качеств личности воспитателя,
исходя из умений рефлексивно управлять педагогической деятельностью:
способность понимать внутренний мир другого человека, способность к активному воздействию на воспитанника и устойчивость, то есть способность владеть собой.
Достаточно репрезентативной является шкала основных качеств профессионально значимых для воспитателя, составленная К.М.Ливитаном:
- Умение передавать знания и навыки воспитанникам,требовательность;
- Умение заинтересовать воспитанников, общая эрудиция, доброжелательность;, справедливость;
- Педагогический такт;
- Умение организовать интересные занятия;
- Любовь к профессии;
- Любовь к детям;
- Терпение, понимание детей, справедливость;
- Стремление к самосовершенствованию, умение внедрять новые технологии в обучении и воспитании;
- Чувство юмора, общительность, хорошая дикция, трудолюбие, уравновешенность, артистичность, умение организовать работу с родителями и эмоциональность, добросовестность.
По мнению Р.Бруннера, модель идеального воспитателя состоит из десяти компонентов: эмоциональная стабильность, положительная самооценка, дифференцированное и систематическое планирование профессиональной деятельности, партнерская установка на воспитанника, преобладание непрямых педагогических воздействий, применение методов взаимодействия, дифференцированное использование положительных подкреплений, стимулов, гибкость, знание и учет ожиданий партнеров по профессиональной роли.
На мой взгляд, главные качества воспитателя в дошкольном образовательном учреждении – доброта, любовь к людям, щедрость души, искренность в отношениях с ребенком.
При рассмотрении гуманизма, как педагогического явления, закономерно обращение к опыту В.А.Сухомлинского, всемирно призванного идеологом гуманистической педагогики. В его учении личностно-ориентированный воспитатель – это тот, кто реализует убеждения, выраженные в следующих идеях, способен воспитать гуманную личность:
- Заботься о развитии ребенка – главная, системообразующая идея, объединяющая и подчиняющая все другие.
- Любить детей – важнейший компонент принципа гуманизма, самое ценное и важное качество воспитателя.
- Уважать ребенка – идея тесно связана с предыдущими; видеть в каждом ребенке личность – необходимое качество воспитателя.
- Верить в ребенка – залог успеха педагогического процесса; идея выражает оптимистическую линию гуманизма.
- Знать ребенка – без знания души каждого ребенка воспитание невозможно.
- Понимать ребенка, знать ребенка – мало. Нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами. «Способность все понять» и «Чувствование детства» В.А.Сухомлинский рассматривал как показатель педагогической мудрости.
- Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка – все дети разные, каждый имеет свой неповторимы духовный мир, приходит в дошкольное образовательное учреждение уже со своим сложившимся опытом, привычками, взглядами. Нельзя ломать природу ребенка, тем самым ломая, коверкая личность.
- Беречь и развивать чувство чувство собственного достоинства, но и развивать его – без этого невозможно ни воспитание ни самовоспитание.
- Стать другом ребенка. Ребенок—субъект воспитания, соучастник педагогического процесса, а для этого он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем друга, чувствовать его поддержку и помощь, понимать, что воспитатель к нему не безразличен.
Таким образом, роль воспитателя в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников, с одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен обладать профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.
Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической выставке «Современная образовательная среда в ДОУ». Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области" Сроки проведения: с 1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>> Скачать: положение о выставке |