МАДОУ д/с №1 города Ишима. Гутман М.В.

  пн., 02.12.2013

Конкурсант:

Гутман Мария Викторовна

      В  современной  педагогической  литературе  нет  единого  мнения  на  те значимые  профессиональные  и  личностные   качества  воспитателя, определяющие  его  педагогическую  деятельность.  М.В.Кларин  называет  такие  ведущие  качества  воспитателя,  как искренний интерес к  ребенку,  широта кругозора,  терпимость,  конструктивность  мышления,  доброжелательность,  принятие личности ребенка.

      Ю.Н.Калюткин  выделяет  три  группы  качеств  личности  воспитателя,

исходя  из  умений  рефлексивно  управлять  педагогической  деятельностью:

способность понимать внутренний мир другого человека,  способность  к  активному  воздействию  на  воспитанника  и  устойчивость,  то  есть  способность  владеть  собой.

      Достаточно  репрезентативной  является  шкала  основных  качеств  профессионально значимых  для  воспитателя, составленная  К.М.Ливитаном:

  • Умение передавать знания и навыки воспитанникам,требовательность;
  • Умение заинтересовать воспитанников, общая эрудиция,  доброжелательность;, справедливость;
  • Педагогический  такт;
  • Умение организовать интересные занятия;
  • Любовь к профессии;
  • Любовь к детям;
  • Терпение, понимание  детей, справедливость;
  • Стремление к самосовершенствованию, умение внедрять  новые технологии  в  обучении  и  воспитании;
  • Чувство  юмора, общительность,  хорошая  дикция,  трудолюбие,  уравновешенность,  артистичность,  умение организовать  работу  с  родителями  и  эмоциональность, добросовестность.

     По мнению  Р.Бруннера, модель  идеального  воспитателя  состоит  из  десяти компонентов:  эмоциональная стабильность,  положительная  самооценка,  дифференцированное  и  систематическое  планирование  профессиональной  деятельности, партнерская  установка  на  воспитанника, преобладание  непрямых  педагогических  воздействий,  применение  методов  взаимодействия, дифференцированное  использование  положительных  подкреплений, стимулов,  гибкость,  знание  и  учет  ожиданий  партнеров  по  профессиональной  роли.

     На  мой  взгляд,  главные  качества  воспитателя  в  дошкольном  образовательном  учреждении – доброта,  любовь  к  людям,  щедрость  души,  искренность  в  отношениях  с  ребенком.

     При  рассмотрении  гуманизма,  как  педагогического  явления,  закономерно  обращение  к  опыту  В.А.Сухомлинского,  всемирно  призванного  идеологом  гуманистической  педагогики.  В  его  учении  личностно-ориентированный  воспитатель – это  тот,  кто  реализует  убеждения, выраженные в следующих идеях, способен воспитать гуманную личность:

  •  Заботься о развитии ребенка – главная, системообразующая идея, объединяющая и подчиняющая все другие.
  • Любить детей – важнейший компонент принципа гуманизма, самое ценное и важное качество воспитателя.
  • Уважать ребенка – идея тесно связана с предыдущими; видеть в каждом ребенке личность – необходимое качество воспитателя.
  • Верить в ребенка – залог успеха педагогического процесса; идея выражает оптимистическую линию гуманизма.
  • Знать ребенка – без знания души каждого ребенка  воспитание невозможно.
  • Понимать ребенка, знать ребенка – мало. Нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.  «Способность все понять» и «Чувствование  детства»  В.А.Сухомлинский  рассматривал  как показатель  педагогической мудрости.
  • Бережно относиться к духовному миру и природе ребенка – все дети разные, каждый имеет свой неповторимы духовный мир, приходит в дошкольное образовательное учреждение уже со своим сложившимся опытом, привычками, взглядами. Нельзя ломать природу ребенка, тем самым ломая, коверкая личность.
  • Беречь и развивать чувство чувство  собственного  достоинства, но и развивать  его –  без  этого  невозможно  ни  воспитание  ни самовоспитание.
  • Стать  другом ребенка. Ребенок—субъект воспитания, соучастник педагогического процесса, а для этого он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем друга, чувствовать его поддержку и помощь, понимать, что воспитатель к нему не безразличен.

Таким образом, роль воспитателя в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников, с одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен обладать  профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.

 


Голосование закончено 12 декабря 2013 года в 15:00. Спасибо всем за участие!

 

Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической  выставке «Современная образовательная среда в ДОУ».

Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области"  Сроки проведения: с  1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>>

Скачать: положение о выставке

Поделиться
Просмотров: 1355
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.