МА ДОУ детский сад «Родничок». Иванова С.В. |
вс., 01.12.2013 |
Конкурсант:
Иванова Светлана Викторовна
Современный воспитатель — это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это и чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта — все это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально-востребованной.
Известный педагог — новатор Ш. Амонашвили говорил: «Воспитатель — это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей, мы вместе с родителями создаем будущее нашей страны. Каждый ребенок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растет в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости и сострадания.
Современный воспитатель должен: любить детей, обеспечить детям психологическую защищенность, радость существования в стенах дошкольного учреждения, создавать условия для игр, труда и занятий детей, участвовать в формировании личности ребенка, совершенствовать свои знания, заниматься самообразованием и т. д.. Считая важным для воспитателя такие качества, как требовательность, умение организовывать детей, грамотно провести занятия, не надо забывать, что педагог — это человек, который не просто учит детей определенным навыкам и дает им знания, он любит детей, сопереживает их радостям и неприятностям. Поэтому, взаимоотношения «педагог – ребенок» и «ребенок – педагог» ставятся во главе всего. На вопрос, «Какой бы ты хотел видеть свою воспитательницу» дети нашей группы ответили: «Чтобы была красивая и добрая», «Чтобы никогда не наказывала и не ругала», «Рассказывала бы много интересного», «Чтобы была умная, веселая, быстрая, воспитанная, хорошая» и др..
Основные свойства педагога:
1. Научная подготовка и личностный педагогический талант (такт, самостоятельность и педагогическое искусство. Эти свойства в целом можно отнести к «умственным».
2. Объективность, внимательность, чуткость, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.
Все современные исследователи считают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной чертой педагога. Кроме того, добавляют склонность человека работать и общаться с детьми. Очень важно, что личность педагога, его состояние полностью отражаются на состоянии, поведении и личность ребенка не только в период обучения, но и в последующие годы.
Психологический портрет педагога дошкольной ступени образования:
— уравновешенность, сила и подвижность нервной системы;
— умеренность эмоций (сдержанность);
— преимущество положительных эмоций — радости, удовольствия;
— устойчивость (высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях);
— уровень развития по показателям мышления, памяти, восприятия;
— способность к воображению, фантазированию.
Желательно также, чтобы педагог — дошкольник был молодым, если не по возрасту, то по духу, по манере поведения.
Личностные качества педагога:
— адекватность самооценки и уровня притязаний;
— определенный оптимум тревожности, обеспечивающий активность педагога;
— целенаправленность;
— способность сопереживать.
В общечеловеческом смысле педагог — это человек, расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний, который всегда может понять незащищенность детей, может увидеть себя в детях и встать на их позицию. Не каждый человек, получивший профессию воспитателя, может им работать. Надо так любить работу с детьми, чтобы идти в детский сад с хорошим настроением и желанием нести детям новое и непременно позитивное. Необходимо при этом иметь жизнерадостный и веселый характер, умение не сердиться на ребенка, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником! Убежденность в том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.
11 Правил эффективного взаимодействия педагога с детьми:
1 правило — Принимать ребенка таким, каков он есть.
2 правило — Уметь и хотеть слушать, понимать его.
3 правило — Доброжелательность (стремиться видеть в ребенке только хорошее).
4 правило — Партнерство (равность) в отношениях с ребенком.
5 правило — Искренность отношений (педагог не боится показать ребенку свои чувства, как положительные, так и отрицательные, не боится признавать своих ошибок).
6 правило — Индивидуальный подход.
7 правило — Требовательность.
8 правило — Слово и дело — едины (педагог требует от ребенка только то, что выполняет сам).
9 правило — Способствовать развитию способностей.
10 правило — Побуждать ребенка к самостоятельности.
11 правило — Чаще использовать поощрение.
Уровень общения по нравственно-коммуникативным качествам: доброжелательность, заинтересованность в общении, поощрение инициативы, открытость (свободное выражение чувства), активность (стремление постоянно быть в общении), гибкость (легко разрешает возникающие проблемы, конфликты), дифференцированность в общении (стремление найти подход к каждому ребенку).
Такими, на мой взгляд, качествами должен обладать современный педагог.
Приглашаем педагогов дошкольных образовательных учреждений Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югра принять участие в виртуальной методической выставке «Современная образовательная среда в ДОУ». Организаторы: Издательство «ДРОФА», интернет-издание "Детские сады Тюменской области" Сроки проведения: с 1.11. 2013г. по 14.04.2014 г. Подробно >>> Скачать: положение о выставке |