В поисках пера Жар-птицы |
ср., 13.07.2011 |
Участник конкурса:
Исхакова Маулика Адиповна
Воспитатель
первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №45» г.Тобольска
Познавательно – интеллектуальное развлечение
«Тобольск – летний именинник» или «В поисках пера Жар-птицы»
Цель
Воспитывать у детей любовь к родному городу и вызвать чувство гордости за него, и за известных земляков через расширение представлений о древности и его красоте. Задачи
1. Способствовать развитию мыслительных способностей ( освоения модели построек, модели герба города и выборе карточек с достопримечательностями).
2. Закреплять знания детей о своём городе, его достопримечательностях.
3. Помочь детям ощутить себя сильными, ответственными, умеющими действовать в команде.
Материал
1. Карточки с изображением памятников и памятных мест г.Тобольска (15шт) и 5 карточек с видами других городов.
2. Перо Жар-птицы.
3. Два набора крупного строительного материала.
4. Портреты знаменитых людей.
5. Магнитные доски (4шт), магниты (20шт).
Предварительная работа
Чтение сказки П.П.Ершова «Конёк-горбунок», экскурсия по городу, знакомство с памятниками и памятными местами города Тобольска, знакомство со знаменитыми земляками, знакомство с гербом города, знакомство со словами «лапти», «лыко».
Ход мероприятия
Под веселую песню «День рождения» (муз. В. Шаинского) дети заходят в музыкальный (см. в приложении) зал и садятся на стульчики.
Воспитатель.
День рожденья – веселье и радость,
В этот день соберутся друзья,
Угощенье, будут и сладости,
Шутки, песни, конечно, игра…
Ребята, у кого из вас день рожденья зимой? –дети: у меня!
У кого весной? – дети: у меня! (кричат)
У кого осенью? – дети: у меня!
А летом у кого? – дети: у меня! У меня!...
(Вдруг раздается стук в дверь, заходит Иван-дурак из сказки Конёк-горбунок)
Иван.
Что вы кричите: у меня, у меня?
Может жароптицево перо у тебя?
(показывает на ребенка произвольно)
А может у тебя? (указывает на детей) У тебя?
Воспитатель.
Здравствуйте, кто вы такой?
Иван.
Прости меня, пожалуйста, что я так ворвался, я был расстроен. Я Иван-дурак из сказки «Конёк-горбунок», знаете такую?
Дети. Да!
Иван.
А что вы все кричали: у меня, у меня!
Воспитатель.
А это я, Иванушка, спрашивала у детей, когда у них день рождения… У тебя, Иванушка, когда день рождения?
Иван.
Летом, матушка говорила: знойным было то лето…
Воспитатель.
А еще, Иванушка и дети, я хотела сказать о том, что летом есть еще один именинник – наш любимый город Тобольск. Садись, Иванушка, к детям и посмотри с ними, каким был наш город, когда только родился. /Слайд 1./
Ребенок 1.
Смотрите, было всего несколько домов, выстроенных казаками из тех судов, на которых они приплыли из Тюмени. Со временем город рос, увеличивался. /Слайд 2./
Иван.
Ой, это мой город. (Хватается за голову) Горе, мне горе! Как я его найду?
Воспитатель.
Что случилось, Иванушка? Чем ты так расстроен?
Иван.
Братья мои спрятали жароптицево перо, я никак его не могу найти. Вместо пера остался вот этот свиток (показывает) а я ведь читать не умею!
Воспитатель.
Не переживай, Иванушка, мы тебе поможем. Дай свой свиток, я тебе прочитаю… (читает)
«Чтобы найти жароптицево перо, нужно пройти шесть испытаний, связанных с историей города Тобольска – вашей малой Родиной»…
Иван.
Ребята, вы мне поможете?
Дети. Да!
Воспитатель.
Сейчас в Тобольске много красивых домов. Посмотрите, ребята и Иван. /Слайд 3./
Иван.
Да!... Высокие у вас дома!
Воспитатель.
А вот первым строителем нашего города был Семен Ремезов. По его чертежам был построен Кремль. /Слайд 4./
Первое испытание.
Из крупного строительного материала по этой модели /Слайд 5./ нужно построить дома. Каждый берет по одному кирпичу, бежит на стройку, возвращаясь, передает эстафету следующему. Итак, 1,2,3 – начали. (дети строят)
Иван.
Какие у вас хорошие дома получились! Жаль, в мое время таких не было!
Воспитатель.
Не жалей, Иванушка, зато мы с детьми прошли первое испытание.
Второе испытание
Второе задание такое: «Кто больше назовет названий улиц города Тобольска?»
Иван.
Можно, я первый – Красная площадь!
Воспитатель.
Ребята, а как вы считаете, прав ли Иванушка? ( Рассуждение детей)
Дети.
Комсомольский проспект, Знаменского, Семена Ремезова, Трудовая, Первомайская, Северная, Ленина, Красноармейская, Ершова, Доронина и т.д.
Иван.
Как много у вас улиц, а у нас одна Красная площадь… Хорошо, что день рождения Тобольска летом. Летом я на лугу кошу траву, стерегу ржаное поле, деру лыко для лаптей…
Воспитатель.
Ой, что-то грустное у тебя лето, Иванушка. У наших детей лето-самая веселая пора. Сейчас они споют тебе об этом песенку. (Песня «Песенка о лете» Музыка Е.Крылатова) (песня прилагается).
Иван.
Мне очень понравилась ваша песня, но мне ведь нужно искать жароптицево перо. (спрашивает у воспитателя) Какое там дальше испытание нам предстоит, любезная?
Воспитатель.
Третье испытание
Следующее испытание такое, нужно разгадать кроссворд, угадаете, в выделенном столбике появится заветное слово. (разгадываем кроссворд, несколько слов «знает» и Иван) /Слайды 6-14/
1. От названия какой реки произошло имя города?
2. Как по-другому можно назвать главную церковь города?
3. Название первой гостиницы города.
4. Автор сказки «Конёк-горбунок».
5. Великий химик, родившийся в Тобольске.
6. Название центрального проспекта города.
7. Название отеля города.
8. Имя казака, в честь которого разбит парк недалеко от Кремля.
Иван.
Какие вы умные, ребята, мы с вами прошли уже третье испытание.
Воспитатель.
Да, Иванушка, ребята и мы - молодцы. Вы не устали сидеть? Вставайте на разминку.
Ребёнок 2
''Рассвет встает над Иртышом (поднимаем руки вверх)
Нам солнце шлет поклон (машем руками над головой)
Запели птицы за окном (машем руками)
И колокольный перезвон
Нам слышится кругом (имитируем движение колокольчиков)
( повторяем 2-3 раза)
Иван.
Мне понравилась разминка!
Воспитатель.
Пора переходить к следующему испытанию. Знаешь, Иванушка, дети наши знают, как и у нашей страны, у Тобольска есть герб, посмотрите, какой он. /Слайд 15/
Четвёртое испытание
Испытание ''Составь герб города Тобольска''.
Нужно разделиться на две команды. На столах у каждой команды лежат детали для составления герба. Будьте внимательны, образец на экране. Итак, 1, 2, 3 - начали!
Иван. (разглядывает работы)
Молодцы, ребята, вы правильно составили герб.
Воспитатель.
Да, Иванушка, дети справились с таким сложным заданием.
Тебе интересно узнать, Иван, знают ли наши дети памятные места и памятники нашего города?
Иван.
Да, очень! Это будет следующим испытанием?
Пятое испытание
Воспитатель.
Да. Игра ''Найди, не ошибись!''
На ковре лежат карточки. Среди них нужно выбрать и поместить на магнитную доску:
а) первому - гостиницы нашего города
б) второму - памятники
в) третьему - музеи Тобольска
г) четвертому - все оставшиеся карточки.
Выходите, желающие! Итак, начали!
Иван.
А почему вы взяли именно эти карточки? (дети объясняют свой выбор)
Да, много интересного я от вас узнал! Только я вижу одни дома. У вас что, интересных людей нет?
Воспитатель.
Да ты что, Иванушка! Наш город Тобольск славится своими знаменитыми людьми. Пришло время последнему испытанию.
Шестое испытание
Игра ''Узнай и назови''.
Посмотрите на экран и назовите, кто это?
1. Д.И. Менделеев - слайд 16
2. Ф.М. Достоевский - слайд 17
3. Ермак - слайд 18
4. П.П. Ершов - слайд 19
5. А. Алябьев - слайд 20
6. С.А. Соловьева - слайд 21
7. Перов - слайд 22
(Иван ''узнает'' своего создателя П.П. Ершова)
Иван.
Славный город, замечательные люди!
Воспитатель.
Да, Иванушка, все эти люди прославили наш город Тобольск на всю страну и на весь мир.
Ребенок 3.
Мы любим наш Тобольск,
Родной наш город!
За древность и за красоту,
За Кремль и за дома большие
И за историю великую его.
А главное - хорошие здесь люди:
И я, и ты, и все -
Мы любим вас!
Иван.
Спасибо вам, ребята, я так много сегодня узнал от вас, вы мне очень понравились. Скорее подрастайте и…
(Вдруг под звучание колокольчика «слетает» сверху жароптицево перо.)
(Дети хлопают, Иван радуется)
Иван.
Случилось чудо, я нашел перо. Спасибо, ребята, скорее вырастайте и сделайте всё для процветания нашего любимого города Тобольска! А мне пора в свою сказку. До свиданья!
(Прощается с детьми, уходит)
(Дети поздравляют любимый город песней о Тобольске на музыку их кинофильма «Незнайка с нашего двора») (песня прилагается)
Приложение: фонограммы, ноты и тексты песен, презентация к развлечению, фото знаменитостей и достопримечательностей Тобольска.
Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»: