Семинар-практикум для родителей. Тема: «Овладение детьми слоговым анализом слова» |
сб., 03.03.2012 |
конкурсант:
Беляева Наталья Ивановна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад «Сказка»
Сладковского района
Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
- уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми;
- обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;
- привлечь родителей к коррекции и развитию речи своих детей.
Уважаемые мамы, папы, бабушки, первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу. Ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, из всего слова передается только ударный слог, затем - первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги.
Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «слоговой структурой слова». Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.
- (Игра «Отхлопай слово»)
Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Оказывается любое слово можно отхлопать. Я научу, как это делается. Например, как бы я отхлопала слово кошка (хлопаю на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет. Сколько хлопков вы сделали? (3-4 примера). Любое слово можно отхлопать, даже короткое. Молодцы, у вас все получилось.
- Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вот мы отхлопывали слова, а их можно оказывается прошагать. Посмотрите, как это делаю я. А потом мы это сделаем вместе. Например, придумала я слово: сани (делаю шаг на каждый слог). Сколько шагов я сделала? Совершенно верно – 2 шага. Посмотрите, как я еще это делаю (слово дом). Сколько шагов я сделала? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Давайте теперь попробуем вместе. Придумайте, какое слово мы будем прошагивать. С правой ноги вместе шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у нас получилось? Это длинное слово или короткое?
- (Игра «Сколько слогов в слове»)
Дальше мы с вами поиграем в очень интересную игру. Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок), из 2 слогов (2 хлопка), из 3 (3 хлопка), бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите, перед вами лежат игрушки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки. Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога. В третью – 3 слога. Как проверить? Приступайте. Мы разложили все игрушки по количеству слогов в названии. Отлично! Молодцы!
Для закрепления умения делить слова на слоги мною были разработаны игры и упражнения в программе PowerPoint «Укрась елку», «Зоопарк», «Поезд», «Игрушки», «Делим слова на слоги», которыми вы можете воспользоваться дома.
Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях. Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!
Приложение:
Игра Игрушки.ppt (3.56 МБ)
«Укрась елку»3,4МБ,
«Зоопарк»3,5МБ,
«Делим слова на слоги»4,2МБ