Семинар-практикум для родителей. Тема: «Овладение детьми слоговым анализом слова»

  сб., 03.03.2012

конкурсант:

Беляева Наталья Ивановна,

учитель-логопед

МАДОУ детский сад  «Сказка»

Сладковского района

Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
  • уточнить особенности овладения слоговым анализом слова  детьми;
  • обучить игровым приемам слогового анализа и синтеза;
  • привлечь родителей к  коррекции и развитию речи своих детей.

Уважаемые мамы, папы, бабушки, первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу.  Ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, из всего слова передается только ударный слог, затем  - первый предударный  и, наконец, слабые безударные слоги.

Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «слоговой структурой слова». Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове. Необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

  1. (Игра «Отхлопай слово»)

      Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Оказывается любое слово                можно отхлопать. Я научу, как это делается.  Например, как бы я отхлопала слово кошка   (хлопаю на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет.  Сколько хлопков вы сделали?  (3-4 примера). Любое слово можно отхлопать, даже короткое. Молодцы, у вас все получилось.

  1. Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».  Вот мы отхлопывали слова, а их можно оказывается прошагать. Посмотрите, как это делаю я. А потом мы это сделаем вместе. Например, придумала я слово: сани (делаю шаг на каждый слог). Сколько шагов я сделала? Совершенно верно – 2 шага. Посмотрите, как я еще это делаю (слово дом). Сколько шагов я сделала? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Давайте теперь попробуем вместе. Придумайте, какое слово мы будем прошагивать. С правой ноги вместе шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у нас получилось? Это длинное слово или короткое?
  2. (Игра «Сколько слогов в слове»)

Дальше мы с вами поиграем в очень интересную игру. Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок), из 2 слогов (2 хлопка), из 3 (3 хлопка), бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите,  перед вами лежат игрушки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки. Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога. В третью – 3 слога.  Как проверить?  Приступайте.  Мы разложили все игрушки по количеству слогов в названии.  Отлично! Молодцы!

Для закрепления умения делить слова на слоги мною были разработаны игры и упражнения в программе PowerPoint «Укрась елку», «Зоопарк», «Поезд», «Игрушки», «Делим слова на слоги», которыми вы можете воспользоваться дома.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших  домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях.  Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Приложение:

Игра Игрушки.ppt (3.56 МБ)

«Укрась елку»3,4МБ,

«Зоопарк»3,5МБ,

«Делим слова на слоги»4,2МБ

Поделиться
Просмотров: 4814
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.