Традиция «Встреча с интересными людьми» - эффективная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам познавательного развития.

  сб., 03.03.2012

Конкурсант:

Серебренникова  Алла Владимировна

 воспитатель, высшая квалификационная категория

МАДОУ МО город Нягань

«Центр развития ребенка – детский сад №4 «Веснянка»

«Основой умственного воспитания и развития является расширение кругозора детей, куда должны входить знания об явлениях общественной жизни людей»

Крупская Н.К.

Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребенок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. На основе исследований Запорожца, Поддъякова и др. в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников была вычленена трудовая деятельность людей, обуславливающая все другие явления. Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
            Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, которые носят отражательный характер, где ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми и события, я отметила, что детям трудно направить содержание игры, расширить ее, организовать детский коллектив. Отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянное пополнение знаний о социальной действительности, о деятельности людей.  Основной целью моей работы является создание  условий  для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях.

 Для достижения поставленной цели я разработала анкету для родителей (Приложение №1), подобрала диагностический инструментарий с целью выявления знаний дошкольников о профессиях (Приложение №2), составила примерное перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с профессиями (Приложение№3), в рамках семейного клуба «Кем быть?», организовала традицию  «Встречу с интересными людьми», где с успехом проходят и экскурсии.

Исходя из поставленной цели были определены и задачи:

1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

5)развивать монологическую и диалогическую речь;

6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.

2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;

домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п;

труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.

хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.

            Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе.  Советую родителям, что принести на мероприятие, даю перечень детских вопросов. Подсказываю, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, при встрече с мамой Максима, посвященной празднованию Великой победы  «Мой дедушка – герой ВОВ» , советовала  показать ордена и медали, рассказать за что ими награждали. Подводя детей к пониманию, что участников ВОВ награждали за отвагу и мужество.

При встрече с мамой Александры «Моя мама-провизор», была подготовлена слайд-программа о пользе лекарственных растений для человека, дети узнали много нового о профессии «провизор»,  как сохранить свое здоровье. В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Я обращала внимание на значимость того, чем занимается наш гость, восхищалась "золотыми руками", которые помогают в жизни. Мы прощались и провожали его.

            Такие встречи  повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы. Одна из таких встреч с мамой Валерии  «Мое хобби – бисероплетение», послужила  началом большой и интересной работы с детьми по исследовательскому проекту «О чем расскажет бусинка?».

            Реализуемая мною форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - оказалась наиболее эффективной для формирования понятия «деятельность людей» и расширения знаний дошкольников о профессиях родителей. Такая работа проводилась в группе в течение трех лет. Результаты ее меня радуют. К концу подготовительной  группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечают раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы, передавать домашние задания. Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко находят роли, линии развития сюжета, комбинируют ситуации. Игра становится длительной, объединяющей в общий сюжет небольшие группы детей. Сегодня наши воспитанники с удовольствием играют в такие сюжетно - ролевые игры: "Школа", "Почта", "Пожарные", "Моряки", "Строители" и др. В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей, представляют себя представителями разных профессий

 

Конспект встречи с интересным человеком «Моя мама – парикмахер»

Цель: способствовать формированию представлений у дошкольников о профессиях людей.

Программные задачи:

1. Повышать познавательную и речевую активность у детей. Развивать умение придумывать и формировать вопросы для интервью.

2. Познакомиться с профессией – парикмахер, с ее значимостью для людей.

3. Воспитывать уважение к горожанам – людям разных профессий, работающих на благо города.

Ход встречи:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла Анина мама – Ольга Сергеевна, она работает парикмахером. Сейчас она расскажет о своей профессии. Подумайте, о чем бы вы хотели спросить.

Ольга Сергеевна: 

- Мой рабочий день, ребята, начинается с подготовки рабочего стола. Я готовлю одноразовые воротнички и полотенца, рассчитанные на каждого клиента. Проверяю, работают ли электроприборы: фен. машинка. Развожу новый раствор для обработки ножниц и расчесок, т.к. инструменты обрабатываются после каждого клиента. Железные расчески и насадки для электрических машинок обрабатываем в специальном аппарате под действием высокой температуры, чтобы убить микробов. Проветриваю рабочее помещение (зал для клиентов). Проверяю, чтобы все необходимое было под рукой.

Гена:

- Ольга Сергеевна, а какие вам нужны инструменты для работы?

Ольга Сергеевна:

- Чтобы остриженные волосы не падали на одежду нужны специальные накидки: пеньюар, пелерина, одноразовые воротнички; для стрижки – ножницы обычные и филировочные; фен для сушки волос, пульверизатор для смачивания волос водой; утюжок для выпрямления волнистых волос.

Аня:

- Скажите, а где вы учились на парикмахера?

Ольга Сергеевна:

- Я училась в городе Кургане, в техническом училище по специальности парикмахер – универсал: мужская и женская стрижка, маникюр. Работаю в Нягани уже 24 года парикмахером.

Данил:

- Ольга Сергеевна, вам нравится ваша работа?

Ольга Сергеевна:

- Да, очень. Ведь у меня интересная и творческая профессия. Мне нравится общаться с клиентами, я их всегда выслушаю и посоветую, какая бы стрижка им подошла. Один раз в год мы ездим на учебу, где учат нас новым приемам стрижки, новым современным моделям стрижки. Мы стараемся быть вежливыми, аккуратными в своей работе,  чтобы больше клиентов посещало наш салон.

Ольга Сергеевна продемонстрировала детям все орудия труда и предложила Гене сделать стрижку (заранее обговорив этот вопрос с мамой Гены).

Дети поблагодарили Ольгу Сергеевну за  интересный рассказ о профессии парикмахера и девочки продемонстрировали, как они научились заплетать косички.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Приложение ¦1 (Анкета для родителей).docx (10.76 КБ)

Приложение ¦2 (Диагностика).docx (13.7 КБ)

Приложение ¦3 (Примерное перспективное планирование по ознакомлению с профессиями.docx (28.71 КБ)  

Поделиться
Просмотров: 21070
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.