Традиция «Встреча с интересными людьми» - эффективная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам познавательного развития. |
сб., 03.03.2012 |
Конкурсант: Серебренникова Алла Владимировна воспитатель, высшая квалификационная категория МАДОУ МО город Нягань «Центр развития ребенка – детский сад №4 «Веснянка» |
«Основой умственного воспитания и развития является расширение кругозора детей, куда должны входить знания об явлениях общественной жизни людей»
Крупская Н.К.
Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребенок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. На основе исследований Запорожца, Поддъякова и др. в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников была вычленена трудовая деятельность людей, обуславливающая все другие явления. Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, которые носят отражательный характер, где ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми и события, я отметила, что детям трудно направить содержание игры, расширить ее, организовать детский коллектив. Отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянное пополнение знаний о социальной действительности, о деятельности людей. Основной целью моей работы является создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях.
Для достижения поставленной цели я разработала анкету для родителей (Приложение №1), подобрала диагностический инструментарий с целью выявления знаний дошкольников о профессиях (Приложение №2), составила примерное перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с профессиями (Приложение№3), в рамках семейного клуба «Кем быть?», организовала традицию «Встречу с интересными людьми», где с успехом проходят и экскурсии.
Исходя из поставленной цели были определены и задачи:
1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;
2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";
3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;
4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;
5)развивать монологическую и диалогическую речь;
6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.
Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:
1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:
профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п;
труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.
хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.
Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. Советую родителям, что принести на мероприятие, даю перечень детских вопросов. Подсказываю, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, при встрече с мамой Максима, посвященной празднованию Великой победы «Мой дедушка – герой ВОВ» , советовала показать ордена и медали, рассказать за что ими награждали. Подводя детей к пониманию, что участников ВОВ награждали за отвагу и мужество.
При встрече с мамой Александры «Моя мама-провизор», была подготовлена слайд-программа о пользе лекарственных растений для человека, дети узнали много нового о профессии «провизор», как сохранить свое здоровье. В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Я обращала внимание на значимость того, чем занимается наш гость, восхищалась "золотыми руками", которые помогают в жизни. Мы прощались и провожали его.
Такие встречи повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы. Одна из таких встреч с мамой Валерии «Мое хобби – бисероплетение», послужила началом большой и интересной работы с детьми по исследовательскому проекту «О чем расскажет бусинка?».
Реализуемая мною форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - оказалась наиболее эффективной для формирования понятия «деятельность людей» и расширения знаний дошкольников о профессиях родителей. Такая работа проводилась в группе в течение трех лет. Результаты ее меня радуют. К концу подготовительной группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечают раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы, передавать домашние задания. Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко находят роли, линии развития сюжета, комбинируют ситуации. Игра становится длительной, объединяющей в общий сюжет небольшие группы детей. Сегодня наши воспитанники с удовольствием играют в такие сюжетно - ролевые игры: "Школа", "Почта", "Пожарные", "Моряки", "Строители" и др. В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей, представляют себя представителями разных профессий
Конспект встречи с интересным человеком «Моя мама – парикмахер»
Цель: способствовать формированию представлений у дошкольников о профессиях людей.
Программные задачи:
1. Повышать познавательную и речевую активность у детей. Развивать умение придумывать и формировать вопросы для интервью.
2. Познакомиться с профессией – парикмахер, с ее значимостью для людей.
3. Воспитывать уважение к горожанам – людям разных профессий, работающих на благо города.
Ход встречи:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришла Анина мама – Ольга Сергеевна, она работает парикмахером. Сейчас она расскажет о своей профессии. Подумайте, о чем бы вы хотели спросить.
Ольга Сергеевна:
- Мой рабочий день, ребята, начинается с подготовки рабочего стола. Я готовлю одноразовые воротнички и полотенца, рассчитанные на каждого клиента. Проверяю, работают ли электроприборы: фен. машинка. Развожу новый раствор для обработки ножниц и расчесок, т.к. инструменты обрабатываются после каждого клиента. Железные расчески и насадки для электрических машинок обрабатываем в специальном аппарате под действием высокой температуры, чтобы убить микробов. Проветриваю рабочее помещение (зал для клиентов). Проверяю, чтобы все необходимое было под рукой.
Гена:
- Ольга Сергеевна, а какие вам нужны инструменты для работы?
Ольга Сергеевна:
- Чтобы остриженные волосы не падали на одежду нужны специальные накидки: пеньюар, пелерина, одноразовые воротнички; для стрижки – ножницы обычные и филировочные; фен для сушки волос, пульверизатор для смачивания волос водой; утюжок для выпрямления волнистых волос.
Аня:
- Скажите, а где вы учились на парикмахера?
Ольга Сергеевна:
- Я училась в городе Кургане, в техническом училище по специальности парикмахер – универсал: мужская и женская стрижка, маникюр. Работаю в Нягани уже 24 года парикмахером.
Данил:
- Ольга Сергеевна, вам нравится ваша работа?
Ольга Сергеевна:
- Да, очень. Ведь у меня интересная и творческая профессия. Мне нравится общаться с клиентами, я их всегда выслушаю и посоветую, какая бы стрижка им подошла. Один раз в год мы ездим на учебу, где учат нас новым приемам стрижки, новым современным моделям стрижки. Мы стараемся быть вежливыми, аккуратными в своей работе, чтобы больше клиентов посещало наш салон.
Ольга Сергеевна продемонстрировала детям все орудия труда и предложила Гене сделать стрижку (заранее обговорив этот вопрос с мамой Гены).
Дети поблагодарили Ольгу Сергеевну за интересный рассказ о профессии парикмахера и девочки продемонстрировали, как они научились заплетать косички.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Приложение ¦1 (Анкета для родителей).docx (10.76 КБ)
Приложение ¦2 (Диагностика).docx (13.7 КБ)
Приложение ¦3 (Примерное перспективное планирование по ознакомлению с профессиями.docx (28.71 КБ)