Психологическая гостиная «Цветы нравственности» |
чт., 01.03.2012 |
Конкурсант: Мельникова Ольга Вячеславовна, Педагог-психолог I квалификационная категория МБДОУ Детский сад «Сказка» Кондинский район, гп. Междуреченский, |
ЦЕЛЬ:
- Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка.
- Предоставить возможность родителям общаться друг с другом, обменяться мнениями.
- Заинтересовать родителей выполнением общего интересного дела.
- Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей.
- Создать хорошее настроение, доброжелательную атмосферу, развивать доверительнее отношения между родителями и педагогами.
ОФОРМЛЕНИЕ:
Зал оформлен с использованием растений, драпировки; журнальные столы, кресла, светильники.
Магнитофон, мультимедийная установка, доска, экран, свечи и подсвечники, цветы для вручения родителям.
Мультимедийная презентация, пиктограммы, аудиозапись инструментальной музыки, карточки с пословицей.
Памятки «Нравственные ценности».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Домашнее задание родителям: составить коллажи на тему «Что такое доброта».
ХОД ВСТРЕЧИ:
Воспитатель:
Добрый день, уважаемые родители, гости!
Сегодня мы вас приглашаем посетить «Психологическую гостиную», которую организовала для Вас педагог-психолог нашего детского сада. Давайте поприветствуем друг друга.
Психолог. (Под лирическую музыку).
Слайд 2 «Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня друг другу? А что вы хотите пожелать нам? Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
Слайд 3 Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега,
Слайд 4 тепло солнечных лучей,
Слайд 5 чистоту рек.
Слайд 6 Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу».
Воспитатель.
На нашей встрече мы поговорим о самом дорогом, что есть у нас - наших детях.
Слайд 7 Ведь они - цветы нашей жизни.
Слайд 8 Дети очень быстро растут.
Слайд 9 И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает тревогу, опасение.
И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь образ его жизни, он приобретает новое положение в обществе. Главное в его жизни - становится учеба, образовательная деятельность. Ранее мы с вами говорили о самой важной готовности ребенка к школе – психологической — она заключается в том, чтобы у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику, которые бы помогли ему приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе.
Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями. Поэтому знания и умения не должны быть самоцелью, а средством формирования и развития психических процессов, но и не менее важных личностных качеств ребенка. В наше время актуально говорить о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, позднее, станет его и нашей жизнью.
Психолог.
Слайд 10 Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Воспитывая ребенка, и педагоги, и родители всегда надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. А чтобы он вырос достойным человеком — необходимо развивать в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками нравственные качества.
Вопрос о том, как детям удается (или не удается) развить у себя духовно-нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества. Рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьезно задуматься над вопросами морали. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниям, и все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все делает методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив — такое поведение принято называть гиперактивным.
Мириады влияний — семья, детский сад, школа, средства массовой информации, улица, — воздействуют на ребенка, и невозможно предсказать их результат заранее. Время от времени каждый ребенок говорит матери: «Ну, все ребята так делают». Один ребенок, сказав это, все же на практике придерживается тех же ценностей, что и его родители; другой же, может быть, из той же семьи, отвергнет большинство стандартов взрослых и будет ориентироваться только на сверстников. Ни особенности воспитания ребенка, ни преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка.
Слайд 11 Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Нравственное развитие — одна из центральных линий психического развития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями. Нравственное развитие включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо» и «что такое плохо»), У них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки.
Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать жадным, злым, добрым и т. д. По данным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.
Воспитатель.
- Как вы считаете, какими нравственными качествами должен обладать ребенок?
Слайд 12 - Совершенно верно: ответственность, дисциплинированность, доброта, аккуратность, честность, терпение, вера в себя, сотрудничество, уважение, самоуважение, решительность, жизнерадостность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию.
Психолог.
Да, эти нравственные качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в будущем школьном коллективе по законам нравственности, т.е. — согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями действующих с ним людей.
Слайд 13. А сегодня нам хотелось бы поговорить о тех качествах, которые на наш взгляд, необходимо воспитывать в ребенке сейчас, еще до поступления в школу.
- Как Вы думаете, почему мы выделили именно эти качества?
Слайд 14.
Воспитатель.
1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это качество, которое необходимо каждому.
- Как Вы понимаете, что такое ответственность?
А сейчас послушайте ответы детей, как они понимают значение этого понятия.
Аудиозапись ответов детей:
• Это когда один человек отвечает за другого.
• Отвечать за что-то
• Отвечать за кого-то
• Отвечать за свои поступки
• Отвечать за выполнение поручения взрослых.
Слайд 15. Давайте вместе подумаем, что должно быть заложено в понятие «ответственность» для ребенка к 1 классу. Поможет нам в этом звезда— «звезда ответственности».
Обсуждение.
Слайд 16.
Психолог.
2. ДОБРОТА — проявляется через поступки, слова, мысли, добрые пожелания. Детям очень нравится слышать в свой адрес что-либо доброе, они нуждаются в этом. Им нравится говорить добрые слова, но трудность состоит в том, что в активной речи ребенка таких слов мало.
Чем больше добрых слов говорят взрослые, общаясь с ребенком, тем легче и быстрее дети начинают пользоваться ими при общении друг с другом.
Высказывания детей о том, что такое доброта.
Слайд 17.
А может быть вы, уважаемые родители и гости, вспомните народную мудрость: пословицы и поговорки, в которых раскрывается понятие доброты.
Сделай добро, не прося ничего взамен.
Не красна изба углами, а красна пирогами
Не в деньгах счастье.
Люби ближнего — и тебя будут любить.
Добро побеждает зло.
Зависть и злоба не приносят счастья в дом.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
Чужое взять — свое потерять.
На чужих слезах своего счастья не построишь.
Не все то золото, что блестит.
За чем пойдешь, то и найдешь.
В родительском сердце каждому ребенку уголок найдете
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнешь.
Кто родителей почитает, тому Господь помогает.
Стариков почитать — свою жизнь сохранять.
Лад в семье — покой в душе.
Материнское сердце — вещее.
Слайд 18. Готовясь к нашей встрече, мы предложили вам выполнить домашнее задание - составить коллаж на тему «Как вы понимаете, что такое доброта» Предоставляем вам слово для защиты этого нравственного качества.
Презентация коллажей, выполненных родителями.
Слайд 19.
Воспитатель.
3. ВЕРА В СЕБЯ—в свои силы увеличивает возможность успеха, вероятность достижения положительного результата.
Чем меньше веры в себя — тем меньше успеха, а это ведет к дальнейшим разочарованиям и неудачам. Вера в себя должна быть подкреплена конкретными делами. Мы предлагаем вам восстановить пословицу и объяснить ее содержание.
ВЕРА К ВЕДЕТ ПОБЕДЕ
Слайд 20. Вера в себя, в свои силы, в свою победу и есть то качество, которое называется уверенностью. В жизни очень важно верить в себя.
Слайд 21. Чтение стихотворения:
«Запомни это навсегда - в себя поверить важно!
Не сомневайся никогда, не бойся быть отважным!
А если сомневаешься и сделать не решаешься,
То надо же, то надо же—
Когда-нибудь начать!
Давай, не надо мучиться,
Попробуй и получится.
А если не получится? Попробуем опять»
Необходимо ребенку внушать, что если не получилось с первого раза, то надо попробовать еще раз, и тогда все получится.
Психолог.
Слайд 22. Предлагаем немножко отдохнуть и каждому в это время вырастить свой прекрасный цветок. (Психологический этюд)
(Под музыку) «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем».
Движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляем корпус, руки поднимаем в стороны - цветы расцвели; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Слайд 23.
Воспитатель.
4. САМОУВАЖЕНИЕ и УВАЖЕНИЕ — каждый человек имеет право на уважительное отношение к себе. Главное научить ребенка видеть положительное в других, т.к. это является основой уважения. Плохое само бросается в глаза. А вот чтобы увидеть в человеке что-то хорошее, иногда нужно постараться.
Психолог.
Слайд 24. У нас горит волшебная свеча. Зажгли мы ее потому, что видим в ваших детях много положительных качеств. А сейчас мы вам предлагаем зажечь свою волшебную свечу. Зажигая ее, расскажите о тех положительных качествах. Которые есть в ваших детях, которые достойны уважения.
Родители рассказывают о положительных качествах своих детей, зажигая свою свечу.
-вежливый, настойчивый, делает всем хорошо, помогает, не жадничает, ласковый, внимательный, защищает младших, добрый, не обижает других, не отказывает в помощи.
Воспитатель.
Слайд 25. Видеть положительное в других - это золотое правило уважения. А почему его называют золотым?
Ответы родителей.
• Когда им пользуешься—проявляешь заботу;
• В нем нет хитрости, злости;
• Без него невозможно общаться с другими.
Итак: уважение и самоуважение тесно связаны между собой. Человек, обладающий самоуважением, не позволит себе проявить неуважение к другому. Он не сделает никому больно, а если и совершит что-то такое, то постарается этого больше не допускать.
Слайд 26.
Психолог.
5. ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ — умение видеть ситуацию с разных сторон, и в первую очередь, с положительной. Жизнерадостному человеку легче живется, т.к. он во всем видит и ищет благо. И тогда ни в какой ситуации его руки не опустятся, и он всегда будет успешным в жизни. А каждому родителю очень хочется, чтоб ребенок был успешным в жизни.
Своим состоянием такой человек может подарить другому хорошее настроение. А это очень важно, иначе мир становится «серым». Поэтому необходимо ребенка научить не расстраиваться. А радоваться жизни, находить то хорошее, что в ней есть.
Воспитатель.
У нас есть карточки-пиктограммы, на которых изображены разные настроения. Мы предлагаем вам выбрать те из них, с которыми вам хотелось бы общаться.
Родители выбирают, аргументируют свой выбор.
Слайд 27. Психолог. (Включаем музыку)
- Я хочу предложить вам отправиться на поляну жизнерадостности. Отложите все в сторону, сядьте поудобнее. Мы попадаем на поляну. Рядом с нами журчит ручей, ему подпевают птицы. Все вокруг спокойно и приветливо...
- А теперь давайте зажжем у себя внутри солнышко, которое улыбается... оно улыбается ярко-ярко... а теперь солнышко прыгнуло в глазки... И теперь в каждом глазике у вас светится по солнышку. Они маленькие, но светят тоже очень ярко и радостно улыбаются... Что у вас появилось на лице? (Улыбка) Вот теперь донесите это солнышко до своих детей.
Воспитатель.
Слайд 28-31. Мы рассмотрели с вами несколько нравственных качеств и надеемся, что сегодняшняя встреча поможет вам развить их в ваших детях. И пусть дети выражают их не все одинаково, главное, чтобы они умели ими пользоваться. Все дети разные, как впрочем, и в природе нет одинаковых цветов.
Психолог.
Слайд 32. Наша педагогическая работа, воспитание ребенка в семье, похожи на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.
«Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые злым чертополохом.» В. Солоухин.
Воспитатель.
Слайд 33. Готовясь к нашей встрече, дети решили подарить вам цветы, которые сделали сами, с огромной любовью к вам. Посмотрите, как они прекрасны! Также прекрасны души ваших детей! (Дети вручают цветы)
ДЕВОЧКА.
Много роз бывает на пути,
Много роз склоняется и гнется.
Но одна лишь сердцем улыбнется,
Та, что вам ребенок дал в пути.
Улыбнемся вместе, ты и я,
Обнимите розу своего дитя! С. Есенин
Приложение: Презентация "Психологическая гостиная" 12,3 МБ