Взаимосвязь с родителями по воспитанию межнациональной толерантности с детьми дошкольного возраста |
чт., 01.03.2012 |
Конкурсант: Коваленко Любовь Иосифовна Воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад «Белоснежка» п. Солнечный Сургутский район |
Среди многих проблем, решаемых сегодня в сфере образования, особое место занимает проблема формирования терпимого, принимающего отношения к представителям иных национальных и этнических культур.
Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимается она ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки). Народная (изустная, традиционная) культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявления начальных социальных эмоций.
Наш детский сад «Белоснежка»- это многонациональный детский сад. Мою группу «Колокольчик» посещают дети 8 национальностей. По моему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам, не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, культуру межнационального общения. И тогда для ребенка и не будет экзотикой колокольный звон, народная песня или звуки гармони, при которых он будет стесняться окружающих. Мамы редко поют своим детям колыбельные, бабушки зачастую живут отдельно от детей и не могут передать свою культуру, свои традиции. Разработала три раздела по взаимодействию с семьями «Мир семьи», «Мир друзей» и «Дружный хоровод», где формирую основы этнического самосознания, рост интереса дошкольника к национальным традициям своей семьи, способствую развитию процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур, воспитываю совместно с родителями интерес к национальной культуре других народов.
Задачи по воспитанию у дошкольников культуры межнационального общения.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Воспитание интереса и желание узнать больше о культуре других народов.
- Воспитывать интерес к родной национальной культуре.
- Способствовать творческим проявлением родителей и детей.
Тематический досуг совместно с родителями
«Хлеб всей жизни – голова»! (старший дошкольный возраст)
Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы людей разных национальностей, что хлеб в каждом народе называют по - своему; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ведущий. Не сама собой природа,
Хлеб на блюде подаёт. Сколько требует ухода, Мать земля на целый год. В каждый дом, на каждый стол Хлеб пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила, В нём чудесное тепло, много рук его растило, Сохраняло, берегло. Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы вам расскажем и покажем, как пекут хлеб люди разных национальностей: русские, украинцы, белоруссы, татары, даргинцы, ингуши - это родители нашей группы. 1 ребёнок. Посмотрю я вокруг – поле колосится. Урожай, наш урожай, Золото пшеница! (Девочки исполняют танец с колосьями)
Ведущий: нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба. А сейчас мы послушаем, как пекли хлеб на Руси. (Представители семьи русской национальности).
Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека.
Русским национальным был и остается черный ржаной хлеб (показывает все изделия: сайки, ситники, батоны, витушки и жулики, халы и лепешки и др.)
Уже давно позабыто такое блюдо как «Тюря»- это размоченный в жидкости хлеб. Детская тюря – белый пшеничный хлеб, залитый молоком, лечебная тюря - хлеб размачивали подогретым вином.
Ведущий. О том, как пекли хлеб на Кубани, расскажет семья - представители кубанских казаков (фото №3). Наша семья из древнего казацкого рода. Мои родители. Дедушка и бабушка были хлеборобы. У нас на Кубани стол накрывают белой скатертью, на которую кладут хлеб и соль, чтобы показать, что гостю в доме всегда рады. Раньше не было тарелок и вместо них клали на стол ломоть хлеба. Нельзя было есть «вприхлёбку», то есть два раза зачерпнуть ложкой, после откусившего хлеба, а то получишь ложкой по лбу от главы семейства. ( Исполняют частушки).
На Кубани мы живём,
Сушки, пряники жуём,
Мы частушек знаем много,
И сейчас для вас споём.
Прянички печатные
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
А кубаночке дадим.
Взором радостным объемлю,
Даль кубанских полей.
Слава тем, кто землю любит,
И кто трудится на ней!
Ведущий: Ребята, а вы знаете пословицы о хлебе? (дети рассказывают).
Семья в национальных украинских костюмах рассказывают о том, как называют хлеб на Украине.(фото №1)
Дмитро Павлычко.
«Где всего прекрасней на земле».
Где зеленеют тучи тополя.
Застят небо голубой простор,
Я ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор:
-Солнышко, ты в блеске и в тепле,
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
-Каждый, шепчет солнышко, хорош!
Не могу обидеть никого,
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горе, море или ширь полей…
Родина, она всего милей!
На Украине люди больше всего уделяют внимание «святам». От Покрова 14 октября начиналось время свадеб. Хлопцы приходили в дом к невестам и спрашивали разрешения у родителей на свадьбу. Если они были согласны отдать свою дочь, то обменивались хлебами (обязательно круглый пшеничный), а на свадьбу пекли каравай и украшали его разными фигуркам из теста и «гильце» с лентами. Весенние праздники начинались 22 березня (марта), прилетают птахи из «тэплых краив» и приносят весну. Пекли булочки в форме пташек и девушки раздавали их детям до восхода солнца и закликали весну.
Дети (в украинских костюмах):
Прыйди , прыйди весна,
Прыйди, прыйди красна.
Принеси нам жито,
Принеси нам хлеба.
А на Маковея – пекли маковники (показывает). Национальный украинский хлеб «Поляница», выпекают этот хлеб всегда из пшеничной муки. Он белый, ноздреватый. Любят его есть с пылу, с жару, из печи.
Чтобы вы подумали, услышав слово «налыстники», конечно – это блюдо, в котором что - то лежит на листе – это минутные блины из пресного теста. «Вертута» - это рулет из дрожжевого теста, в нем завернуты кусочки свежих яблок.
Ведущий: Старинные украинские обычаи очень богатые, содержательные и красочные. Они раскрывают высокую духовную культуру украинского народа. В Сургуте действуют три украинские «Родыны», участниками которых являются родители из нашей группы.
Викторина «Ридна мова» (перевести на украинский язык слова хлеб, мука, соль, дрожжи, сахар)
Ведущий: В Белорусском хлебе много разных добавок, какие они, нам расскажут представители белорусской семьи.
Так повелось на моей земле:
Из года в год,
Из рода в род веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах.
И песней той, что в Беларуси спето.
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета.
В Белоруссии пекут разные сорта белого и чёрного хлеба.
- Ребята, почему один хлеб белый, а другой чёрный? ( Чёрный хлеб пекут из ржаной муки, а белый хлеб из пшеничной).
- А вот этот хлеб особенный – он с отрубями. Что такое отруби? Это отходы, оболочка зерна и непросеянная мука. Отруби – прекрасное лечебное средство, ещё ими кормят животных. (Представляет и показывает несколько сортов хлеба с добавками).
Инсценировка «Хлеб» по Г. Виеру.
А сколько хлебных примет родилось на белорусской земле!
«Хлеб из рук выпадет – значит, гость спешит».
« Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке кого - то из семьи».
«Сквозь пряник глядела на свадьбе невеста на жениха».
(Исполняется песня « Косил Ясь конюшину», караоке стр. 32 №1080)
Ведущий . Ребята, вы знаете, что весной в Дагестане, сеют хлеб в северных районах , а вот в южных сеют осенью. А расскажет нам об этом семья даргинцев.
Семья даргинцев. Ранней весной, ещё в конце марта, во всех аулах проводится праздник – «День первой борозды». И проложить первую борозду должен главный пахарь – старейшина. Он пашет и приговаривает (аудиозапись даргинской народной песни).
Ещё с древних времён люди весной призывали солнце, чтобы оно согревало остывшую за зиму землю.
Солнце – золотой зарай.
Хлебушка побольше дай.
Долалай, долалай, долалай!
Солнце согревало землю и даже высушивало, а это не совсем полезно для хлеба. На юге Дагестана звали Пешепая и просили дождя.
Мальчик в папахе.
Человечек Пешепай, в бороде солома,
Тучи по небу гоняет под раскаты грома.
Воду, воду – полю, полю, чтобы хлеба было вволю,
Человечек Пешепай, пашню нашу поливай!
Ведущий. Как выращивают хлеб в Ингушетии, расскажет семья ингушей.(фото №3)
Ведущий. Говорила мать, муку сея через сито.
Представитель семьи. – Так же дети на поля снег зимою сыпал.
Вед. Соли бросила в муку малые крупицы.
Пред. Также сеял ваш отец семена пшеницы.
Вед. Залила муку она свежею водою.
Пред. Также ливень по полям проходил весною.
Вед. И проворно две руки всё перемешали.
Пред. Также вот поля весной мы бороновали.
Вед. Под напором её рук аж трещит корыто.
Пред. Так врезался в землю плуг, дождиком умытый.
Вед. На чуреке ложкой мать, птицу рисовала.
Пред. Сколько зёрнышек она за лето склевала!
Вед. Говорила мать, чурек, протыкая вилкой:
– Помню крупный град прошёл, вот как эти дырки!
А теперь в пекарню я побежала, детки,
Поиграйте во дворе или у соседки.
Вед. До чего же он хорош, да с овечьим сыром.
Сердце матери спокойно, если дети сыты.
Пред. Халал, вам дети! Халал!
Без хлеба нельзя жить на свете.
И с давних времён в горах говорят:
« Кто с хлебом не ссорится, тот и богат».
Вед. Хлеб, мама, Родина – это одни из самых святых слов для человека.
Корочка хлеба, хлебная крошка,
Что это много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто – то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!»
Ребёнок. Зёрна наших дней светитесь,
Позолотою резной. Говорим мы:
Все дети и родители: « Берегите, берегите хлеб родной!»
Ведущий. У народов есть слова:
«Хлеб всей жизни – голова!
Славится он первым на столе.
Все: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Предварительная работа, наглядная информация:
- посещение семей воспитанников;
- непосредственно образовательная деятельность с участием родителей;
- мастер - класс по пошиву национальной куклы;
- оформление фотовыставок;
- участие родителей в подготовке праздников;
- совместные экскурсии;
- папка – передвижка: «Семейные советы по оздоровительной работе»;
- семейный вернисаж «Моя малая Родина»;
- выставки совместных работ (родители и дети);
- выставка народных промыслов (рукоделие, предметы домашнего обихода, национальные костюмы);
- сотрудничество с Сургутским хлебозаводом №1.
Индивидуальная работа:
- пошив национальных костюмов взрослым и детям;
- разучивание стихотворений, песен, пословиц о хлебе;
- выпечка национального хлеба разных народов;
- подготовка к выставке народного творчества.