Активные формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников

  пн., 27.02.2012

Конкурсант:

Газизова Гульзира Вагизовна

Воспитатель,  

первая квалификационная категория

МБОУ для детей дошкольного

и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад №24»

город Нефтеюганск

Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В. Хрущев, ), 20% детей 6—7 лет не готовы к обучению в школе; у 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гипокинезии.

     Три года  назад в сотрудничестве с медицинским работником и инструктором по физическому воспитанию было проведено диагностическое обследование воспитанников нашей группы с тем, чтобы дать объективную оценку физическому развитию и состоянию здоровья каждого.

  Диагностика выявила проблему нашей группы, что 65% воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья. Такие, как -нарушения зрения;
 нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и  часто болеющие.

     Наше учреждение активно работает по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся. Потому что здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: он мотивирован и успешен. И только при взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и детей можно добиться положительного результата.

       Работа по сохранению и укреплению здоровья в нашем учреждении простроена в деятельностном режиме, а так же осуществляется во взаимодействий с городским «Центром медицинской профилактики» и ведется мониторинг здоровья.

      Реализуя  план работы по сохранению и укреплению здоровья нашего  учреждения, в нашей группе ведется лечебно- профилактическая и физкультурно- оздоровительная работа

     С целью контроля за состоянием здоровья воспитанников на протяжении  лет пребывания в детском саду разработан «Паспорт здоровья». Кроме исходных данных первого обследования, в него вносятся результаты новых обследований: сразу видна динамика, эффективность воздействия средств физкультурно-оздоровительной работы. А это уже поле не только для анализов и размышлений, но и конкретной деятельности.

       Мы задали для себя вопрос: Как же пробудить потребность  к своему здоровью у наших воспитанников, не только в стенах нашего учреждения, а в повседневной жизни. Работа над сохранением и укреплением здоровья детей будет успешной лишь при взаимодействии родителей, детей и педагогов. А активность наших родителей связана с активностью самого педагога.

   Необходимо простроить  работу с родителями так, чтобы они стали примером для подражания, помощниками и партнерами для детей. Есть такие формы работы с родителями: беседы, консультации, родительские собрания (лекции). Это уже не интересно  и для родителей и для нас педагогов.

    В нашей группе работа с родителями простроена в деятельностном режиме. Запланированы совместные мероприятия (спортивные, музыкальные праздники, соревнования, КВНы. конкурсы).

Мы используем в своей работе:  

активные формы работы с родителями

  • Клуб «Здоровячок»
  • Оздоровительные проекты
  • Мастерские
  • Волонтерское движение

Наши родители являются активными участниками школьного клуба ««Здоровячок»

       В оздоровительных проектах родители: если с начало были пассивными участниками, то постепенно из зрителей они стали не только активными участниками, но и организаторами проектов. Таких как «День здоровья», «Навстречу друг другу», «Взрослые и дети – дружная семья», «Витамины», «Огород на подоконнике» и т.д.

     Именно в мастерских происходит совместное изготовление газет, плакатов, атрибутов к играм, к оформлению зала и т.д к проектам, развлечениям, а так же обмен опытом изготовления и дальнейшего использования  в практике.

   Опыт работы с родителями позволил сделать вывод о необходимости поиска и введения новых форм пропаганды здоровья. В целях мотивации сохранения и укрепления здоровья, среди воспитанников, родителей  организована группа добровольцев – волонтёров по здоровью: воспитатели, родители и дети.

Волонтерское движение это: группа добровольцев

ü     Пропаганда ЗОЖ.

ü     Проведение профилактических занятий.

ü     Получение дополнительной информации.

ü     Обмен опытом.

      Я расскажу о том, как работала наша группа волонтеров по сохранению и укреплению зрения. Потому что, одна из сопутствующих причин  отклонения в состоянии здоровья – это нарушение зрения.  Поза детей с нарушением зрения при рисовании, рассматривании картинок, работе с пазлами и т.д. с низко опущенной головой, отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, приводит к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям.

      Гимнастика для глаз очень эффективное средство для тренировки зрения, но, её нужно выполнять регулярно. (не менее двух раз в день), иначе не получится нужного эффекта. Гимнастику для глаз я провожу на каждом занятии, но этого не достаточно. Поэтому, я провожу мастер - классы с родителями, детьми.

     В мастерских вместе изготовили тренажеры. Участники волонтёрского движения ходят по группам и  классам: разучивают с детьми эти комплексы, так же они рассказывают и показывают, как можно самим изготовить такие ориентиры.

   Так же изготовленные тренажеры находятся в школьной библиотеке и их используют в своей работе все педагоги.

   Ещё одним из направлений работы волонтерского движения, при медицинской поддержке, является профилактика опорно-двигательного аппарата. Медицинский работник объясняет  родителям, что эти комплексы рассчитаны не на то, чтобы лечить, а на то чтобы не приобрести заболевание, чтобы учиться са8ому тренировать свое тело и быть здоровым.

   Сейчас в волонтерском движений по здоровью принимают участие и дети, и родители, и педагоги нашего учреждения.

Наши  родители стали активными, потому что  такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:

  • Актуальность тем, поднимаемых на встрече.
  • Насыщенность встреч коррекционной, профилактической работой и просветительской информацией.
  • Возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов.

    Нам удалось привлечь родителей к оздоровительной работе, если раньше больше родителей были зрителями, то сейчас они являются не только участниками, но и организаторами и помощниками.

      Поэтому можно проследить  положительную динамику со стороны здоровья воспитанников. Если по нарушению зрения они и остались в таком же уровне, но у 5% воспитанников улучшилась острота  зрения. Так же положительные результаты со стороны опорно- двигательного аппарата, и снизилось число воспитанников часто болеющих.

 Семинар- практикум:  « Навстречу друг другу»

Задачи:

1. Гармонизировать детско-родительские отношения, приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни.

2. Укреплять и развивать эмоциональные отношения между родителями и детьми.                     

1       часть.

Воспитателя.

   - Сегодня нет необходимости убеждать кого – либо в актуальности проблемы здоровья детей. Все лучшее общество стремится отдать детям.  Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. Здоровье  детей – это будущее страны. Долг каждого взрослого - воспитателя, родителя не только в том, чтобы дать качественные знания  детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

     Мы думаем, что никто из родителей не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Здоровье ребенка не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка  с родителями  имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. 

 В результате изучения особенностей  эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста   обнаружено:

    - у 70 % родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми.  Для них (в основном для пап ) прикосновение к ребенку  - это глупости, «сюсюканье», «телячьи нежности»;

   - родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей  отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка;

    - в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки).

 Можно выделить три группы семей:

 1.  «Любящие». Родители в этих семьях осознают важность прикосновения к ребенку, тонко чувствуют его, эмоционально отзывчивы, активно взаимодействуют с ним в разнообразных ситуациях ( в быту, в играх, двигательной деятельности). В таких семьях существуют ритуалы и традиции.  Объединяющие всех членов семьи и создающие атмосферу любви друг к другу.

 2. «Игнорирующие» Дети в таких семьях обделены родительской любовью и теплотой. Родители ( чаще папы) плохо чувствуют своего ребенка виду явной дистантности отношений. Однако у них нет и желания изменить отношения, так как отсутствует осознание значимости эмоционального общения с ребенком. Для них прикосновение к маленькому ребенку – это глупости, «сюсюканье», « телячьи нежности».

3.  «Формально – любящие». Родители в этих семьях (чаще папы) не осознают или недопонимают значимость для ребенка эмоционально- тактильного контакта, чувствительны к нему. Если они и прикасаются  к ребенку, то чаще в бытовых ситуациях (моют, причесывают, одевают и т.д. ).  Родители в таких семьях  не используют возможности традиций, эмоционально объединяющих всех членов семьи. У этих родителей формальное понимание любви к ребенку. Они часто не адекватно реагируют на эмоциональные проявления ребенка в процессе взаимодействия с ним. Дети в таких семьях ощущают недостаток любви,  внимания, тепла и ласки.

 В психолого – педагогической науке давно уже доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Форма физкультурного занятия наиболее оптимальна  ввиду своей структурированности, учитывающей физиологические особенности дошкольника, разнообразного содержания. Физкультурные занятия оказывают влияние не только  на эмоциональное сближение родителей с детьми, но и способствуют улучшению состояния здоровья детей по всем показателям. Ребенок ощущает свою значимость, защищенность, безусловную любовь со стороны родителей.2 часть – практическая.

- Двери нашего спортивного зала всегда открыты для тех, кто дружит со спортом, занимается физкультурой. Сегодня предлагаю Вам вместе со своими детьми отправиться в путешествие.

Содержание  детско-родительских игр и парных физических упражнений взрослого и ребенка.

Описание

 

1.« Мы – друзья».

Ходьба и бег по залу парами, взявшись за руки.

 

2. « Лошадки»

Взрослый  и ребенок  идут рядом, стоя на четвереньках.

  1. 3.     « Лошадки»

2 вариант.

Ребенок сидит на спине взрослого, опираясь руками на его плечи или держась за шею. Взрослый ползет вперед в разном темпе.

 

4. «Самолет»

Взрослый держит ребенка за руки  или за подмышки лицом к себе и кружит.

 

5.« Обезьянки»

Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, держась  за руки.  Ребенок, слегка присев, подпрыгивает и обхватывает своими ногами туловище взрослого, повиснув на нем. Затем спрыгивает и снова запрыгивает.

 

6. «Бревнышко».

Взрослый и ребенок, лежа на мягкой поверхности, обнявшись, перекатываются то вправо, то влево

 

7. «Лови – бросай».

Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу и бросают мяч друг другу, стараясь не уронить его.

Взрослый неторопливо произносит слова:  « Лови, бросай, упасть не давай».

8. « Солдатик».

Ребенок стоит спиной к взрослому, сгибает руки в локтях и напрягает их. Взрослый, слегка присев, держа под локти, приподнимает ребенка, прижимая к своему туловищу.

 

9.Игра « Птички в гнездышках».

Родители- гнездышки, а дети птички. Взрослые садятся в одном конце зала, а дети-птички легко летают в другом конце. На сигнал  «Птички в гнездышки», дети бегут к своим родителям и садятся к ним. Родители обнимают ребенка.

10. «Дружные ножки».

Взрослый сидит на полу, руки в упоре сзади. Ребенок сидит на его ногах, опершись спиной о грудь взрослого. Оба партнера поочередно поднимают то обе правые ноги, то обе левые.

11. « Рыбки».

 Взрослый лежит на животе, опираясь на предплечья. Ребенок ложится животом на спину взрослому, обхватив его за шею. Оба партнера, приподняв ноги, совершают ими «кролевые» движения.

 12. « Лодочка»

Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперед. Ребенок сидит на его ногах  (ближе к туловищу) к нему лицом. Партнеры держат друг друга  за  руки поочередно отклоняются назад, ложась на спину (ребенок – на ноги взрослого, а взрослый – на пол). Таким  образом  партнеры раскачиваются то вперед, то назад.

13. « Обезьянки».

2 вариант.

Взрослый становится на четвереньки, ребенок  об-

хватывает  его руками за шею, ногами за туловище и

держится таким образом. Взрослый продвигается с ребенком вперед.

 

 

14. « Лодочка»

 2 вариант.

Взрослый и ребенок сидят лицом друг к другу. Их ноги вытянуты вперед и разведены  в стороны. Ноги ребенка лежат на ногах взрослого. Партнеры держатся за руки. Сначала ребенок ложится на спину, а взрослый наклоняется к нему вперед. Затем наоборот.

 3 часть – заключительная.  Обсуждение, анализ, обмен впечатлениями.

* Испытывали ли трудности в выполнении упражнений?

* Выполнение  каких упражнений вызвали у Вас положительные переживания?

* Выполнение  каких упражнений вызвало у Вас дискомфорт?

* Удалось ли Вам в течение занятия быть  в контакте с ребенком?

* Что нового узнали о ребенке? После  какого упражнения это открытие произошло?

* Узнали ли что-то новое о себе?

* Есть ли чувство внутреннего принятия технологии « Навстречу друг другу»?

* Открыли ли вы для себя новые формы общения с ребенком?

* Вызвало  ли интерес данное мероприятие?

* Будете ли вы использовать приобретенный опыт?

* Ощущаете ли вы готовность к внутренней перестройке и перестройке отношений с ребенком?

Спасибо за участие!

Заседание клуба «Здоровячок»

Тема: «На лесной полянке», развитие силовой выносливости мышц стопы (профилактика плоскостопия).

Задачи :

  1. Познакомить родителей с упражнениями для профилактики плоскостопия.
  2. Развивать выносливость мышц стопы.

Материал: пробки, колечки (обручи), коврики,  кубики, массажные мячи, чистые листы бумаги (А-4), фломастеры  по количеству участников.

 

Действия воспитателя

Действия родителей и детей

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

  .Сегодня прекрасный солнечный день и мы с Вами находимся в лесу, предлагаю пройти на полянку, нам там удобней будет играть

- на траве роса, мы стараемся поднять ноги так высоко, чтобы не намочить их.

- Мы вышли на берег реки, идем вдоль нее, а песок нагрелся, горячий, идем на носочках,  на пятках, на внешней стороне стопы.

 

Вот и добрались до полянки, недавно прошел дождь, и посмотрите, сколько много выросло грибов. Какие съедобные грибы мы знаем?

Соберем грибы в корзинки.

 

Мы собрали все грибы, а что вы будете делать с грибами?

Посмотрите, а на поляне много цветов, соберем большой букет.

 

Предлагаю  нарисовать, какие красивые цветы Вы собрали.

Подошли к речке, устали наши «ноги ручки», предлагаю поиграть в игру «Грибочки».  – 3 раза

«Дождь»

«Солнце», выросли грибы

 

Поиграли, набрали грибов, собрали цветов, пора возвращаться домой.

Игровой массаж для стопы (сидя)

Пальчики на ножках, как на ладошках.

Я их смело покручу и шагать научу.

 Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел,

Указательный с порога, показал ему дорогу

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик- господинчик в землю косточки сажает.

 

 

Разведу вперед-назад

И сожму руками.

 

 

Здравствуйте, пальчики – мальчики,

Здравствуйте, пальчики –девочки хохотушки,

Здравствуйте, пальчики – гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики – игрушки заводные.

 

Массаж для стопы массажным мячиком

Трем мочалкой – мячиком

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пятки и носочки

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до коленочка

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько –

Вверх-вниз, вверх-вниз,

И бедро разотрем

Вверх-вниз, вверх-вниз,

И домой пойдем.

 

- Сегодня мы совершили путешествие на лесную поляну, но это не просто игра, а комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Его можно выполнять дома без особой подготовки. На следующем заседании нашего клуба, мы познакомимся  с остальными упражнениями для профилактики плоскостопия. Спасибо всем!

 

 

 

Ходьба высоко поднимая колени, носки тянем вниз.

 

Ходьба на носках,  на пятках, на внешней стороне стопы.

 

 

Пальцами ног собираем «грибы» (пробки) и складываем в корзину (у каждой пары совой маленький обруч «корзина»).

 

 

Пальцами ног собираем «цветы»

 

.

Пальцами ног захватываем фломастеры,  рисуем цветы.

 

Легкий бег на носках

Подбежать к мешочкам, положить их на голову и медленно подняться (выросли грибы).

 

 

Выкручивание правой рукой левого пальца и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один пальчик тянут  руками на себя, другой – от себя.

Сжимаем ладонями пальцы ног.

 

 

Вытянуть ноги, «поиграть» пошевелить пальцами.

 

 

 

 

Используем массажный мячик, действия в соответствии со словами выполняются круговыми движениями.

 

Поделиться
Просмотров: 11424
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.