Активные формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья воспитанников |
пн., 27.02.2012 |
Конкурсант: Газизова Гульзира Вагизовна Воспитатель, первая квалификационная категория МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №24» город Нефтеюганск |
Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В. Хрущев, ), 20% детей 6—7 лет не готовы к обучению в школе; у 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гипокинезии.
Три года назад в сотрудничестве с медицинским работником и инструктором по физическому воспитанию было проведено диагностическое обследование воспитанников нашей группы с тем, чтобы дать объективную оценку физическому развитию и состоянию здоровья каждого.
Диагностика выявила проблему нашей группы, что 65% воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья. Такие, как -нарушения зрения;
нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и часто болеющие.
Наше учреждение активно работает по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся. Потому что здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: он мотивирован и успешен. И только при взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и детей можно добиться положительного результата.
Работа по сохранению и укреплению здоровья в нашем учреждении простроена в деятельностном режиме, а так же осуществляется во взаимодействий с городским «Центром медицинской профилактики» и ведется мониторинг здоровья.
Реализуя план работы по сохранению и укреплению здоровья нашего учреждения, в нашей группе ведется лечебно- профилактическая и физкультурно- оздоровительная работа
С целью контроля за состоянием здоровья воспитанников на протяжении лет пребывания в детском саду разработан «Паспорт здоровья». Кроме исходных данных первого обследования, в него вносятся результаты новых обследований: сразу видна динамика, эффективность воздействия средств физкультурно-оздоровительной работы. А это уже поле не только для анализов и размышлений, но и конкретной деятельности.
Мы задали для себя вопрос: Как же пробудить потребность к своему здоровью у наших воспитанников, не только в стенах нашего учреждения, а в повседневной жизни. Работа над сохранением и укреплением здоровья детей будет успешной лишь при взаимодействии родителей, детей и педагогов. А активность наших родителей связана с активностью самого педагога.
Необходимо простроить работу с родителями так, чтобы они стали примером для подражания, помощниками и партнерами для детей. Есть такие формы работы с родителями: беседы, консультации, родительские собрания (лекции). Это уже не интересно и для родителей и для нас педагогов.
В нашей группе работа с родителями простроена в деятельностном режиме. Запланированы совместные мероприятия (спортивные, музыкальные праздники, соревнования, КВНы. конкурсы).
Мы используем в своей работе:
активные формы работы с родителями
- Клуб «Здоровячок»
- Оздоровительные проекты
- Мастерские
- Волонтерское движение
Наши родители являются активными участниками школьного клуба ««Здоровячок»
В оздоровительных проектах родители: если с начало были пассивными участниками, то постепенно из зрителей они стали не только активными участниками, но и организаторами проектов. Таких как «День здоровья», «Навстречу друг другу», «Взрослые и дети – дружная семья», «Витамины», «Огород на подоконнике» и т.д.
Именно в мастерских происходит совместное изготовление газет, плакатов, атрибутов к играм, к оформлению зала и т.д к проектам, развлечениям, а так же обмен опытом изготовления и дальнейшего использования в практике.
Опыт работы с родителями позволил сделать вывод о необходимости поиска и введения новых форм пропаганды здоровья. В целях мотивации сохранения и укрепления здоровья, среди воспитанников, родителей организована группа добровольцев – волонтёров по здоровью: воспитатели, родители и дети.
Волонтерское движение это: группа добровольцев
ü Пропаганда ЗОЖ.
ü Проведение профилактических занятий.
ü Получение дополнительной информации.
ü Обмен опытом.
Я расскажу о том, как работала наша группа волонтеров по сохранению и укреплению зрения. Потому что, одна из сопутствующих причин отклонения в состоянии здоровья – это нарушение зрения. Поза детей с нарушением зрения при рисовании, рассматривании картинок, работе с пазлами и т.д. с низко опущенной головой, отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, приводит к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям.
Гимнастика для глаз очень эффективное средство для тренировки зрения, но, её нужно выполнять регулярно. (не менее двух раз в день), иначе не получится нужного эффекта. Гимнастику для глаз я провожу на каждом занятии, но этого не достаточно. Поэтому, я провожу мастер - классы с родителями, детьми.
В мастерских вместе изготовили тренажеры. Участники волонтёрского движения ходят по группам и классам: разучивают с детьми эти комплексы, так же они рассказывают и показывают, как можно самим изготовить такие ориентиры.
Так же изготовленные тренажеры находятся в школьной библиотеке и их используют в своей работе все педагоги.
Ещё одним из направлений работы волонтерского движения, при медицинской поддержке, является профилактика опорно-двигательного аппарата. Медицинский работник объясняет родителям, что эти комплексы рассчитаны не на то, чтобы лечить, а на то чтобы не приобрести заболевание, чтобы учиться са8ому тренировать свое тело и быть здоровым.
Сейчас в волонтерском движений по здоровью принимают участие и дети, и родители, и педагоги нашего учреждения.
Наши родители стали активными, потому что такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:
- Актуальность тем, поднимаемых на встрече.
- Насыщенность встреч коррекционной, профилактической работой и просветительской информацией.
- Возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов.
Нам удалось привлечь родителей к оздоровительной работе, если раньше больше родителей были зрителями, то сейчас они являются не только участниками, но и организаторами и помощниками.
Поэтому можно проследить положительную динамику со стороны здоровья воспитанников. Если по нарушению зрения они и остались в таком же уровне, но у 5% воспитанников улучшилась острота зрения. Так же положительные результаты со стороны опорно- двигательного аппарата, и снизилось число воспитанников часто болеющих.
Семинар- практикум: « Навстречу друг другу»
Задачи:
1. Гармонизировать детско-родительские отношения, приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни.
2. Укреплять и развивать эмоциональные отношения между родителями и детьми.
1 часть.
Воспитателя.
- Сегодня нет необходимости убеждать кого – либо в актуальности проблемы здоровья детей. Все лучшее общество стремится отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства. Здоровье детей – это будущее страны. Долг каждого взрослого - воспитателя, родителя не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Мы думаем, что никто из родителей не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Здоровье ребенка не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
В результате изучения особенностей эмоциональных отношений между родителями и детьми дошкольного возраста обнаружено:
- у 70 % родителей отсутствует понимание значимости положительного тактильного контакта с детьми. Для них (в основном для пап ) прикосновение к ребенку - это глупости, «сюсюканье», «телячьи нежности»;
- родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка;
- в каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки).
Можно выделить три группы семей:
1. «Любящие». Родители в этих семьях осознают важность прикосновения к ребенку, тонко чувствуют его, эмоционально отзывчивы, активно взаимодействуют с ним в разнообразных ситуациях ( в быту, в играх, двигательной деятельности). В таких семьях существуют ритуалы и традиции. Объединяющие всех членов семьи и создающие атмосферу любви друг к другу.
2. «Игнорирующие» Дети в таких семьях обделены родительской любовью и теплотой. Родители ( чаще папы) плохо чувствуют своего ребенка виду явной дистантности отношений. Однако у них нет и желания изменить отношения, так как отсутствует осознание значимости эмоционального общения с ребенком. Для них прикосновение к маленькому ребенку – это глупости, «сюсюканье», « телячьи нежности».
3. «Формально – любящие». Родители в этих семьях (чаще папы) не осознают или недопонимают значимость для ребенка эмоционально- тактильного контакта, чувствительны к нему. Если они и прикасаются к ребенку, то чаще в бытовых ситуациях (моют, причесывают, одевают и т.д. ). Родители в таких семьях не используют возможности традиций, эмоционально объединяющих всех членов семьи. У этих родителей формальное понимание любви к ребенку. Они часто не адекватно реагируют на эмоциональные проявления ребенка в процессе взаимодействия с ним. Дети в таких семьях ощущают недостаток любви, внимания, тепла и ласки.
В психолого – педагогической науке давно уже доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Форма физкультурного занятия наиболее оптимальна ввиду своей структурированности, учитывающей физиологические особенности дошкольника, разнообразного содержания. Физкультурные занятия оказывают влияние не только на эмоциональное сближение родителей с детьми, но и способствуют улучшению состояния здоровья детей по всем показателям. Ребенок ощущает свою значимость, защищенность, безусловную любовь со стороны родителей.2 часть – практическая.
- Двери нашего спортивного зала всегда открыты для тех, кто дружит со спортом, занимается физкультурой. Сегодня предлагаю Вам вместе со своими детьми отправиться в путешествие.
Содержание детско-родительских игр и парных физических упражнений взрослого и ребенка.
Описание |
1.« Мы – друзья». Ходьба и бег по залу парами, взявшись за руки.
|
2. « Лошадки» Взрослый и ребенок идут рядом, стоя на четвереньках.
2 вариант. Ребенок сидит на спине взрослого, опираясь руками на его плечи или держась за шею. Взрослый ползет вперед в разном темпе. |
4. «Самолет» Взрослый держит ребенка за руки или за подмышки лицом к себе и кружит.
|
5.« Обезьянки» Ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, держась за руки. Ребенок, слегка присев, подпрыгивает и обхватывает своими ногами туловище взрослого, повиснув на нем. Затем спрыгивает и снова запрыгивает. |
6. «Бревнышко». Взрослый и ребенок, лежа на мягкой поверхности, обнявшись, перекатываются то вправо, то влево |
7. «Лови – бросай». Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу и бросают мяч друг другу, стараясь не уронить его. Взрослый неторопливо произносит слова: « Лови, бросай, упасть не давай». 8. « Солдатик». Ребенок стоит спиной к взрослому, сгибает руки в локтях и напрягает их. Взрослый, слегка присев, держа под локти, приподнимает ребенка, прижимая к своему туловищу. |
9.Игра « Птички в гнездышках». Родители- гнездышки, а дети птички. Взрослые садятся в одном конце зала, а дети-птички легко летают в другом конце. На сигнал «Птички в гнездышки», дети бегут к своим родителям и садятся к ним. Родители обнимают ребенка. |
10. «Дружные ножки». Взрослый сидит на полу, руки в упоре сзади. Ребенок сидит на его ногах, опершись спиной о грудь взрослого. Оба партнера поочередно поднимают то обе правые ноги, то обе левые. |
11. « Рыбки». Взрослый лежит на животе, опираясь на предплечья. Ребенок ложится животом на спину взрослому, обхватив его за шею. Оба партнера, приподняв ноги, совершают ими «кролевые» движения. |
12. « Лодочка» Взрослый сидит на полу, вытянув ноги вперед. Ребенок сидит на его ногах (ближе к туловищу) к нему лицом. Партнеры держат друг друга за руки поочередно отклоняются назад, ложась на спину (ребенок – на ноги взрослого, а взрослый – на пол). Таким образом партнеры раскачиваются то вперед, то назад. |
13. « Обезьянки». 2 вариант. Взрослый становится на четвереньки, ребенок об- хватывает его руками за шею, ногами за туловище и держится таким образом. Взрослый продвигается с ребенком вперед.
|
14. « Лодочка» 2 вариант. Взрослый и ребенок сидят лицом друг к другу. Их ноги вытянуты вперед и разведены в стороны. Ноги ребенка лежат на ногах взрослого. Партнеры держатся за руки. Сначала ребенок ложится на спину, а взрослый наклоняется к нему вперед. Затем наоборот. |
3 часть – заключительная. Обсуждение, анализ, обмен впечатлениями.
* Испытывали ли трудности в выполнении упражнений?
* Выполнение каких упражнений вызвали у Вас положительные переживания?
* Выполнение каких упражнений вызвало у Вас дискомфорт?
* Удалось ли Вам в течение занятия быть в контакте с ребенком?
* Что нового узнали о ребенке? После какого упражнения это открытие произошло?
* Узнали ли что-то новое о себе?
* Есть ли чувство внутреннего принятия технологии « Навстречу друг другу»?
* Открыли ли вы для себя новые формы общения с ребенком?
* Вызвало ли интерес данное мероприятие?
* Будете ли вы использовать приобретенный опыт?
* Ощущаете ли вы готовность к внутренней перестройке и перестройке отношений с ребенком?
Спасибо за участие!
Заседание клуба «Здоровячок»
Тема: «На лесной полянке», развитие силовой выносливости мышц стопы (профилактика плоскостопия).
Задачи :
- Познакомить родителей с упражнениями для профилактики плоскостопия.
- Развивать выносливость мышц стопы.
Материал: пробки, колечки (обручи), коврики, кубики, массажные мячи, чистые листы бумаги (А-4), фломастеры по количеству участников.
|
Действия воспитателя |
Действия родителей и детей |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
.Сегодня прекрасный солнечный день и мы с Вами находимся в лесу, предлагаю пройти на полянку, нам там удобней будет играть - на траве роса, мы стараемся поднять ноги так высоко, чтобы не намочить их. - Мы вышли на берег реки, идем вдоль нее, а песок нагрелся, горячий, идем на носочках, на пятках, на внешней стороне стопы.
Вот и добрались до полянки, недавно прошел дождь, и посмотрите, сколько много выросло грибов. Какие съедобные грибы мы знаем? Соберем грибы в корзинки.
Мы собрали все грибы, а что вы будете делать с грибами? Посмотрите, а на поляне много цветов, соберем большой букет.
Предлагаю нарисовать, какие красивые цветы Вы собрали. Подошли к речке, устали наши «ноги ручки», предлагаю поиграть в игру «Грибочки». – 3 раза «Дождь» «Солнце», выросли грибы
Поиграли, набрали грибов, собрали цветов, пора возвращаться домой. Игровой массаж для стопы (сидя) Пальчики на ножках, как на ладошках. Я их смело покручу и шагать научу. Палец толстый и большой В сад за сливами пошел, Указательный с порога, показал ему дорогу Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик- господинчик в землю косточки сажает.
Разведу вперед-назад И сожму руками.
Здравствуйте, пальчики – мальчики, Здравствуйте, пальчики –девочки хохотушки, Здравствуйте, пальчики – гномики лесные, Здравствуйте, пальчики – игрушки заводные.
Массаж для стопы массажным мячиком Трем мочалкой – мячиком Вверх-вниз, вверх-вниз, Пятки и носочки Вверх-вниз, вверх-вниз, Ножку до коленочка Вверх-вниз, вверх-вниз, Мы помоем чистенько – Вверх-вниз, вверх-вниз, И бедро разотрем Вверх-вниз, вверх-вниз, И домой пойдем.
- Сегодня мы совершили путешествие на лесную поляну, но это не просто игра, а комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Его можно выполнять дома без особой подготовки. На следующем заседании нашего клуба, мы познакомимся с остальными упражнениями для профилактики плоскостопия. Спасибо всем!
|
Ходьба высоко поднимая колени, носки тянем вниз.
Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
Пальцами ног собираем «грибы» (пробки) и складываем в корзину (у каждой пары совой маленький обруч «корзина»).
Пальцами ног собираем «цветы»
. Пальцами ног захватываем фломастеры, рисуем цветы.
Легкий бег на носках Подбежать к мешочкам, положить их на голову и медленно подняться (выросли грибы).
Выкручивание правой рукой левого пальца и наоборот.
Один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя. Сжимаем ладонями пальцы ног.
Вытянуть ноги, «поиграть» пошевелить пальцами.
Используем массажный мячик, действия в соответствии со словами выполняются круговыми движениями. |