Туристические походы совместно с родителями

  пт., 24.02.2012

Конкурсант:

Журавлева Светлана Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №37» г. Тобольска

Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, на что и был направлен проект.

Цель проекта: Содействие сохранению семьи, её приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями туристических прогулок - походов.

Задачи проекта:

       Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха.

       Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.

       Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности.

       Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.

       Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.

Участники проекта:

Дети, родители и воспитатели группы «Светлячок» МАДОУ «Детский сад № 37. г.Тобольска.

Основное направление проекта – оздоровительное. Также проект направлен на экологическое воспитание старших дошкольников.

Сроки реализации проекта: август  - октябрь 2011.

Ожидаемый результат: В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому. Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении. Родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок -походов. Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Физические качества детей будут эффективно развиваться, повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей. Снизится общая заболеваемость детей по дошкольному учреждению.

Критерии оценки эффективности проекта:

       Повышение уровня активности участия родителей в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

       Обогащение педагогического просвещения взрослых в вопросах оздоровления и воспитания детей.

       Формирование у детей и взрослых культуры здоровья.

       Повышение темпов прироста физической подготовленности детей.

Описание проекта. Недалеко от нашего детского сада есть прекрасные места для отдыха, это сосновый бор. Большая  поляна, подъём на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки "выживания" в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам. Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, предполагается данный проект реализовать в три этапа:

План реализации проекта

№п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

1

Сбор литературы о туризме: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, просмотр мультфильмов. Решение кроссвордов на туристическую тему Рассматривание иллюстраций.

 

Воспитатели группы, родители

В течение всего проекта

2

Консультация - практикум «Полезная прогулка» (с обыгрыванием подвижных игр).

 Воспитатели.

Август 2011

3

Родительское собрание «Готовимся к походу».

Памятка для родителей «В поход всей семьёй».

Воспитатели группы.

Сентябрь 2011

4

Приобретение необходимого оборудования

Родительский комитет группы

Сентябрь 2011

5

Беседы с детьми о значении туристического похода, правилах поведения в походе, о безопасности в походе.

Воспитатели группы

В течение всего проекта

6

Наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы.

Воспитатели группы.

 

Август - сентябрь 2011.

7

Памятка для родителей «Берегите природу». Советы заблудившемуся: «Опасные насекомые», «Опасность пожара», «Памятка по безопасности в природных условиях».

Воспитатели группы.

Август 2011

8

Разучивание подвижных игр на туристическую тему: «Отгадай», «Ниточка-иголочка», «Следопыты», «Туристические препятствия»

Д/и «Назови туристическое снаряжение»

Сюжетно-ролевая игра «Поход»

 

Воспитатели группы, родители.

 

 

 

Воспитатели группы

Каждую  неделю на прогулке

9

Информационный стенд о походе.

Воспитатели группы

Сентябрь

10

Обследование места проведения похода.

Воспитатели, родители.

Накануне

Основной этап (непосредственное проведение туристического похода).

1

Подготовка снаряжения, медицинской аптечки, атрибутов, спортивного оборудования, воды.

Воспитатели группы, родители.

Перед походом

2

Разработка схемы маршрута, сценария проведения похода, распределение ролей, подготовка костюмов.

Воспитатели группы, родители

Август - сентябрь 2011.

3

Совместный сбор и отправление по маршруту.

Воспитатели группы, родители

Сентябрь 2011г

4

Деятельность по сценарию.

Воспитатели группы

Сентябрь 2011г

Заключительный этап (оценочный)

1

Оформление фотовыставки  «Мы веселые - туристы».

Воспитатели группы.

После похода

2

Публикация в СМИ заметки о походе.

Воспитатели группы

После похода

3

Планирование работы по проведению дальнейших походов по сезонам.

Воспитатели группы

После похода

4

Подведение итогов реализации проекта.

Презентация педагогическому коллективу

Воспитатели.

Октябрь  2011г.

Выводы:

Таким образом, туристические прогулки - походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и экологически развивают детей. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

 

Пешеходный поход для детей старшего дошкольного возраста «Мы веселые туристы»

Задачи:

  1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретённые ранее.
  2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
  3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
  4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
  5. Содействовать сохранению и укреплению семьи, её приверженности здоровому образу жизни. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода, сплоченности коллектива.
  6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх, чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: рюкзаки, атрибуты для игр и эстафет, вода, аптечка, палатка, сухой паек.

Участники похода собираются у входа в детский сад в 10.00 часов.

Вступительная беседа воспитателя  с детьми и родителями.

В. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А каким другим словом можно заменить слово «путешествие»? (Поход). Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. А как называют таких людей? (Туристы). Перед началом трудной дороги давайте разучим речёвку. Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: «Мы, туристы!». Но будьте внимательны!

В. Кто шагает с рюкзаком?

Дети и родители: Мы, туристы.

В. Кто со скукой не знаком?

Дети и родители: Мы, туристы.

В. Кто в дороге целый день?

Дети и родители. Мы, туристы.

В.Кто не знает слова лень?

Дети и родители. Мы, туристы.

В.Эй! Ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?

Дети и родители. Песню, ложку и рюкзак!

В.Итак, туристы готовы?

Все отвечают. Готовы! (Фотопортрет группы на память)

В.Можно идти в поход. Будьте внимательны, нас ждут сказочные герои.

Первая встреча

На тропинке появляется незнакомка в белом халате и шапочке с красным крестом

Незнакомка. Здравствуйте, дети, уважаемые взрослые!

В. Простите. А вы кто такая? Что вам здесь нужно?

Незнакомка. Меня зовут ТАБЛЕТТА. Я слышала, что вы отправляетесь в поход? А откуда вы?

Дети (хором). Мы, девочки и мальчики,
Все ходим в детский сад!
А группу нашу в садике
Мы СВЕТЛЯЧОК зовём,
И каждый день, как в праздники,
В ней весело живём!

В.Да, мы очень спешим.

ТАБЛЕТТА: Перед походом я должна осмотреть всех туристов, не больны ли они, могут ли преодолевать препятствия, трудности. У вас ангина?

Дети. Нет!

ТАБЛЕТТА. Скарлатина?

Дети. Нет!

ТАБЛЕТТА Холерина?

Дети. Нет!

ТАБЛЕТТА. Аппендицит.

Дети. Нет!

ТАБЛЕТТА Малярия и бронхит?

Дети. Нет!

ТАБЛЕТТА. Какие вы здоровые дети! Я хочу угостить вас ароматным лесным чаем, он заварен с лекарственной травой, в лесу их очень много разных. А какие лекарственные травы знаете вы? Дети перечисляют. ТАБЛЕТТА угощает всех чаем. Ну, вот теперь можете продолжить поход. А я пойду лекарственные травы собирать. До свидания!

Вторая встреча

На тропинке появляется Красная Шапочка, плачет.

В.Девочка в лесу живёт
И танцует, и поёт.
Любят все её и ждут,
Красной Шапочкой зовут

В.Что случилось, Красная Шапочка? Почему ты плачешь?

Красная Шапочка. Пока цветочки собирала, я тропинку потеряла.

В.Ребята, поможем Красной Шапочке дорогу найти? (По схеме дети рассказывают, как пройти к домику бабушки, с помощью слов: направо, прямо, налево, назад).

В.Ребята, чтобы не заблудится в лесу, пользуются компасом, (специальный прибор для определения сторон горизонта, дети рассматривают компас, пытаются определить стороны горизонта). Давайте подарим Красной Шапочке компас, пусть учится ориентироваться в лесу.

Красная Шапочка благодарит детей, угощает пирожками.

Красная Шапочка. Спасибо, мои дорогие! Угощайтесь пирожками, тут их много и бабушке хватит. Вот теперь-то я не заблужусь. (Отправляется с детьми в путь)

Третья встреча

В.Послушайте, о каком времени года говорится в этой загадке?

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Кто эта художница?

Дети: Осень!

В.Осень - очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые. Появляется Осень.

Осень. Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!

Я немного задержалась,
Всё трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам
Разноцветные косынки
Яркие, приметные,
Издали заметные!

Хороводы с Осенью (Что нам Осень принесла). Осень загадывает загадки.

       Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк).

       Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

       Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший -

       Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)

       Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)

       Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим:

       Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна)

       Землю пробуравил, корешок оставил.

       Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)

Осень. Я скажу вам от души -
Все ребята хороши!
Но интересно мне узнать,
Любите ли вы играть?

Дети:Да!

Осень. Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру «Найди пару».

Детям и родителям раздаются картинки с изображением листьев. Осень говорит: «Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают по поляне с картинками в руках. По команде: «Раз, два, три - себе пару найди!» каждый ребёнок должен найти и взяться за руку с тем, у кого точно такая же картинка.

Осень. Очень весело нам было!
Всех ребят я полюбила.
Но прощаться нам пора.
Что поделать? Ждут дела!
До свидания, детвора!

Четвёртая встреча

На поляну выходят клоуны, у одного - горло замотано шарфом.

Клёпа: Ой! Смотрите, тут детишки - и девчонки и мальчишки!

Стёпа: Эй, ребята! Всем привет! Вы нас ждали или нет?

Клёпа. Эй, давайте знакомиться! Я - Клёпа!

Стёпа. А я - Стёпа! (отвечает хриплым голосом)

В:Что с тобой, Стёпа?

Стёпа. Я чихаю,
Я охрип,
Голова моя болит.

В.Это видно грипп! А вот наши дети никогда не болеют! Послушай, как это у них получается.

1 ребёнок.

Почему мы бодрые, быстрые и смелые?
Потому что по утрам, мы зарядку делаем!

2 ребёнок.

Чтоб стали мы крепче, быстрее,
Сильней самых сильных борцов,
Каждый из нас заниматься
Зарядкой готов!

3-й ребёнок:

Бодрость духа охраняет,
Быть здоровыми велит.

4-й ребёнок:

Прочь болезни прогоняет -
И ангину и бронхит.

Дети (все)

В нашем садике родном
Замечательно живём!
С болезнями не знаемся,
Спортом занимаемся!

Клоуны.

Мы тоже хотим стать чемпионами.

В.В чём же дело?

Клоуны. Мы не знаем как?

Дети (хором). НАДО ТРЕНИРОВАТЬСЯ!

В.Нам не надо пить микстуру,

Мы знакомы с :?

Дети (все) С ФИЗКУЛЬТУРОЙ!!

Клёпа: Я тоже занимаюсь спортом! Я покажу, что умею!

Стёпа: И я, и я! (Берут по очереди в руки скакалку, обруч, мяч, показывают несложные движения. В скакалке запутываются, обруч из рук укатывается и т.д.).

В.Я вижу, что ничего у вас не получается, вставайте рядом с ребятами и посмотрите, как умеют играть наши дети. Детям предлагается достать из рюкзаков свои спортивные атрибуты и показать, как ими тренироваться, предлагается поиграть самостоятельно со спортивным инвентарём.

Клёпа: Очень рад за вас сегодня
И совет такой я дам:
Занимайтесь физкультурой
По утрам и вечерам!

Стёпа: Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня заниматься спортом.

Я теперь почти здоров! (Отправляются с детьми в путь)

Пятая встреча

В.Ой, кто это? Выход на поляну. Из леса появляется Старичок-лесовичок.

Лесовик. Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.

Воспитатели, дети и родители. Здравствуй,Старичок-Лесовичок!

Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.

Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете!Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых,зверей обижаете. Не пущу вас в лес!

Воспитатель. Старичок-Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.

Дети.

       "Лес - богатство и краса береги свои леса";

       "Лес и вода родные брат и сестра,

       "Враг природы тот, кто лес не бережет",

       "Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",

       "Для города каждое дерево дорого",

       "Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",

       "Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",

       "Одна искра целый лес сжигает",

       "Не мудрено срубить, мудрено вырастить",

Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.

Дети. Нельзя рвать цветы, листья. Нельзя громко шуметь, кричать. Оставлять место отдыха чистым, мусор брать с собой.

Лесовик.Ну, коли так, добро пожаловать в мои владения. Разрешаю развести костёр.

А теперь я вас проверю и игру для вас затею.

Подвижная игра «Мы весёлые ребята» - 3раза.

Лесовик. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты, в которых будут участвовать 2команды. (Дети и родители делятся на две смешанные команды.)

Бег парой.

Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

Прыжки из обруча в обруч.

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

Пролезь, не задень обруч.

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в, обручи боком, держа малый мяч в руке, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

"Кто соберёт больше шишек в обруч"

За три минуты дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.

Чаепитие на поляне с едой, принесённой в рюкзаках. Дискотека. Песни у костра.

Лесовик. Приготовил я вам подарок, он в корзинке, да вот совсём старый стал, забыл, где оставил. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клочки бумаги синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана, когда я шёл к вам. Две команды идут и собирают бумажки (одна - красные, другая - синие), ищут корзинку Лесовика. Побеждает команда, нашедшая первой корзинку с соком из лесных ягод. Можно организовать игру в футбол с родителями и детьми. Полезен будет и сбор природного материала (шишек, веточек).

Воспитатель. Пора прощаться с Лесовиком, давайте поблагодарим его за всё.

Дети и родители благодарят Лесовика, прощаются с ним. Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

  1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, 2009.
  2. Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  3. Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.
  4. Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008
Поделиться
Просмотров: 14786
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.