Бесценные "Дары Фребеля" для развития детей дошкольного возраста

  пт., 19.02.2021

Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Для его обогащения необходим разнообразный дидактический материал.

В настоящее время актуально использовать в работе с детьми развивающие игры. Существует множество различных развивающих программ и технологий. Наверняка многие даже не задумываются над тем, кто впервые разработал систему развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Это был немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Именно он рекомендовал во всей полноте использовать в работе с детьми природный материал: камешки, дощечки, воду и песок, плитки и опилки. Пальчиковые игры, конструирование из кубиков и природного материала, рисование и вырезывание, плетение и выкладывание мозаики, использование хороводных игр – всё это идеи «отца» детского сада - Ф. Фребеля.

Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги»

В своей группе мы решили применить такой богатейший материал в работе с детьми  дошкольного возраста. Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером). Дары пронумерованы по степени сложности.

Набор  «Дары Фрёбеля»  мы  применяем  на групповых,  индивидуальных и дополнительных занятиях, а так же в режимные моменты.

Первый дар: «Шерстяные мячики».  Работу  по использованию наследия Фребеля мы начали с 1 младшей группы. Цветные мячики на ниточках – первый дар Фребеля, можно применять для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 2-3-х месяцев.

Первым даром является мяч. Это небольшие, мягкие мячи, связанные из шерсти. Они окрашены в цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Играя с этими мячиками дети развивают умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мы знакомим детей с пространственными представлениями.  Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», мы знакомим ребят с утверждением и отрицанием. Все наши игры сопровождаются беседой, что способствует развитию речи.

Второй дар: «Основные тела»

Играя со «вторым даром», дети знакомятся с геометрическими фигурами: шар, куб, цилиндр.

С помощью их ребенок знакомиться с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. С детьми можно поиграть в следующие игры: «Катится-не катится», «Построй башенку», «Что спряталось в ладошке»

Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же – как символ покоя и символ «единства в многообразии» Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства куба: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

Третий дар: «Куб из кубиков»


Следующие дары предназначены для детей старше 3 лет. Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и о составляющих его частях («сложное единство», «единство в многообразии»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар: «Куб из брусков»

Четвертый дар – тех же размеров, что и кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, каждая половина – на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар  «Кубики и призмы»

– кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар «Кубики, столбики, кирпичики»

 – кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены на части: на плитки, по диагонали и т.д.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах.

Седьмой дар: «Плоскостные фигуры»


«Цветные фигуры» способствует изучению различных плоскостных геометрических фигур, сортировке и упорядочиванию фигур по цвету и форме, предназначен для детей с 5 лет.

Восьмой дар: «Палочки»

«Палочки» тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторные координации, способствует обучению счету и используется в качестве счетного материала. Он предназначен для детей с 4 лет. С детьми 3 лет, данный дар использовали следующим образом: давали детям игровое задание - построй «Дорожку для медвежонка», «Будку для шарика», «Заборчик для петушка».

Девятый дар: «Кольца и полукольца»

«Кольца и полукольца» развивает творческие способности детей - помогает составлять разнообразные узоры, для детей начиная с 4 лет.

Десятый дар: «Фишки»

Он так же может быть использован в качестве счетного материала, а так же помогает знакомить детей с функциями сложения и вычитания.

Одиннадцатый дар: «Цветные тела»

«Цветные тела» предназначены для детей с 2 - 3 лет. Они помогают знакомить малышей с понятиями цвет, форма, развивают мелкую моторику рук. С детьми нашей группы мы проводим следующие игры с данным «Даром»: «Собери бусы по цвету», «Собери по схеме» (чередование по цвету, по форме), «Выкладывание цветных дорожек».

Двенадцатый дар: «Мозаика. Шнуровка»

Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга; тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности.

Тринадцатый дар: «Башенки»

«Башенки» (полуцилиндры, кубы, треугольные призмы) Треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр. Развивает навыки конструирования. Способствует развитию воображения, мелкой моторики рук.  Можно использовать, как дополнительный материал для подарков с №3 по №6.

Четырнадцатый  дар: «Арки и Цифры»


«Арки и цифры» 3 разрезанных цилиндра и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия. Развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развиваются творческие способности детей.

Автор: Наталья Александровна Путинцева, воспитатель

МАДОУ АР детский сад «Сибирячок».

Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0008156.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 90
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.