Конструктивный разговор. Первые результаты.

  вт., 31.03.2020

Общение с людьми занимает важное место в нашей жизни. Как правило, люди, которые владеют мастерством конструктивного общения, добиваются больших успехов в личной и профессиональной жизни. Но как научиться конструктивно общаться? Что вообще означает понятие "конструктивный разговор"?

Способствовать продуктивному педагогическому общению, установлению деловых контактов между педагогами на основе активного использования не только современных информационных и коммуникационных технологий, а предоставить возможность каждому педагогу достойно публично транслировать коллегам и родительскому сообществу накопленный или новый опыт – задачи, решение которых приведет к повышению профессиональной компетентности и профессионального роста. На достижение этой цели направлено методическое сопровождение организованной систематической работы с педагогами в Армизонском районе.

В этой связи с сентября 2019 года был запущен методический проект «Конструктивный разговор», участниками которого стали учителя начальных классов, старшие, младшие и просто воспитатели, педагоги–логопеды и психологи, родители и общественность. К сотрудничеству приглашались педагоги – предметники, что позволяло говорить о непрерывности и преемственности в образовании.

Проект организован в год, следующий за стартом Десятилетия детства, в рамках НП «Образование», реализуется при поддержке членов методического совета и профсоюзной организации педагогических работников района, рассчитан на 5 лет.

Деятельность участников «Конструктивного разговора» обусловливается тем, что в течение учебного года в рамках единых методических дней на любых актуальных коммуникационно-компетентностных площадках саморазвития, они подтверждали продуктивность деятельности по общему направлению. В текущем году она звучит как «Условия формирования общей культуры дошкольника». Презентовали уникальные материалы, эффективно применяемые при формировании общей и коммуникативной культуры педагога и ребенка. Изучали ряд мотивирующих факторов, влияющих на профессиональное творчество педагогов, ориентированных как на содержание дошкольного образования, так и на условия и способы их достижения через создание развивающей предметно – пространственной среды, участие в профессиональном конкурсе и привлечение педагогов к работе по диссеминации опыта. Анализировали траекторию индивидуальных детских достижений и перспективы развития, используя методы наблюдения, беседы с родителями и мониторинга участия в конкурсном и олимпиадном движении дошкольников.

«Компетентностная площадка» – это уникальная форма общения, объединяющая интересы соискателей и экспертов в деле развития и применения личностных и профессиональных компетенций. Каждый детский сад, отделение дошкольного образования проектировали работу площадок таким образом, чтобы коллеги решали не только предложенные им ситуации, а предлагали свои, обозначая проблему, которая актуальна именно для них. Что делать в том случае, когда перед нами стоит сложная задача, требующая грамотного решения? Конструктив - это действия или реакции, которые направлены на решение проблемных моментов, нормализацию отношений и улучшение затруднительной ситуации.

Решение компетентностных задач – это практические конкретные действия, которые необходимо применить для успешного выхода из проблемной ситуации, причем для всех участников спора. В коворкинг-зонах порой разгорались очень эмоциональные споры, которые всегда заканчивались принятием решения, но не всегда единственно верного.

Характерной чертой конструктивного разговора является обоюдное желание достичь взаимопонимания, и пока эта цель не будет выполнена, собеседники будут продолжать общаться. Это значит, что по завершению такого диалога у человека должна измениться точка зрения по поводу определенного вопроса. Успешные педагогические практики, применяемые в работе, подтверждались видеоматериалами по применению. Методические выставки сопровождались комментариями и мастер – классами - показателями эффективности представленного материала при организации НОД с детьми и соответствии их требованиям ФГОС ДО.

В процессе общения очень важно выражать одобрение, положительную оценку качеств или поступков человека, если Вы действительно обратили на них внимание. Для этого коллеги применяли комплимент. Самое важное правило, отличающее его от лести, – искренность. Поэтому комплимент был основан на описании фактов, вызвавших желание его высказать, акцентируя внимание на личные качества и достижения человека, включая и его внешность, если это было уместно.

Не обошлось и без критики, поскольку она неразрывно связана с конструктивным разговором. А еще она помогает услышать мнение о своей, казалось бы, идеальной находке и рассмотреть ее уже под другим углом и задать ей новый вектор развития. Конструктивная - это взвешенная и аргументированная критика, в которой отсутствуют оскорбления и прочие признаки деструктива.

Профессионально вдумчиво и осмысленно педагоги принимали к сведению замечания и признавали свои ошибки, ведь в критике коллег отсутствовала какая-либо агрессия. Наоборот, разговор проходил в позитивном тоне. Структура конструктивной критики: Похвалить. Покритиковать. Похвалить.

Подводя итоги первого года сотрудничества в Проекте, его участники пришли к выводу: изменения в нас происходят постоянно и непроизвольно, но развитие не происходит само собой. Трудности и ошибки же – это неизменная часть любого пути. Их не нужно преодолевать, с ними нужно работать. Ведь способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней – не что иное, как функциональная грамотность. А целевые ориентиры дошкольного образования совпадают, на мой взгляд, с определением функционально грамотного человека, «…который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А.Леонтьев). Нам есть с чем работать, чтобы потом об этом поговорить. Продолжение следует…

Автор: Вахитова Ирина Владимировна, методист отдела образования администрации

Армизонского муниципального района.

***

Детский сад «Родничок» структурного подразделения МАОУ Южно-Дубровинской СОШ

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2020/2021 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Поделиться
Комментарии 1
Оксана 10.04.2020 01:20 #
Уважаемые Коллеги,добрый вечер!Так приятно видеть нашу сплоченную,дружную,команду педагогов.Я желаю нам Всем,так же оставаться дружными,позитивными,целеустремленными и идти только вверх по нашей профессиональной ступени педагога.Удачи Вам, в своей профессиональной деятельности,талантливых и добрых воспитанников и надежных,ответственных и понимающих родителей.С уважением Оксана Тимофеевна.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 499
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги