Аква и криотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

  пт., 18.10.2019

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

 фантазировать, сочинять, придумывать —

вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари

В детском саду №149 города Тюмени проведен мастер-класс с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Организован он с целью знакомства и апробации родителями нетрадиционных методов коррекции: аква и криотерапии.

Почему были выбраны аква и криотерапия?  Вода - это источник жизни. Благодаря ей зарождается, развивается и существует живая и неживая среда на Земле. И с самого первого дня своего рождения человек связан с водой крепкими узами. Она дает не только приятные ощущения, здоровье и чистоту тела, но и влияет на различные внутренние органы и рецепторы организма человека. В народном эпосе вода всегда выступала как средство оздоровления, омоложения: с ее помощью снимали влияние «темных» сил, мертвой и живой водой оживляли добрых молодцев, возвращали силы богатырям и больным людям. Это уникальное вещество, которое является жизненно необходимым человеку в течение всей его жизни.  Леонардо да Винчи говорил: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Лечение водой, как традиционный метод народной терапии, существует уже не один век. Современная медицина использует в лечебных целях ванны: пресные, морские, травяные, минеральные, вихревые, волновые, гидроэлектрические, вибрационные, углекислые, грязевые, радоновые, кислородные, азотные. К этим процедурам могут быть добавлены также направления народной медицины – закаливания, банные процедуры, обтирания, обливание холодной водой, траволечение. Лечение водой практически не имеет противопоказаний и возможно к применению и дома, и в учреждениях.

Игра с водой и льдом для детей – это приятная, интересная, естественная и доступная форма развития и обучения. Именно поэтому аква и криотерапию мы активно используем в коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, задержку психомоторного развития, неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения двигательной активности, нарушения органов слуха и зрения.

Акватерапия – это метод коррекции и оздоровления детей, при котором применяется вода.

Криотерапия - это метод коррекции и оздоровления детей, при котором применяется лед.

Игры с водой  и льдом создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Оборудование и материалы, которые нам понадобились для организации мастер - класса: емкости для воды и льда, вода теплая и холодная, лёд, детские фартуки из непромокаемой ткани, пластмассовые стаканчики, камушки МАРБЛС, массажные мячи СУ-ДЖОК, резиновые массажные мячи, резинки для волос (разного цвета), губки разного размера и  жесткости, тряпочки разного размера, пластиковые игрушки и мячи, сачок, карточки с заданиями, рыбки и удочка.

Игры, в которые научились играть родители:

«Веселые пальчики»

Ход игры: пальчиковые игры в теплой воде.

Оборудование: ёмкость с водой, детские фартуки из непромокаемой ткани. В игре можно использовать как дополнительный материал – резиночки для волос и резиновые массажные мячи разных размеров.

«Пальчики и ёжики»

Ход игры: погружение пальцев рук в ёмкость с ледяными шариками на 5-8 секунд. После погружения рук в лёд, руки вытираем насухо полотенцем и проводим игры с массажным мячом СУ-Джок.

Пальчиковая игра «Мячик - ёжик» (с массажным мячом СУ-Джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ежик колет нам ладошки,                 (катаем шарик в разных направлениях)

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –                (шариком ударяем по ладошке)

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем,                   (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем.                            (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,              (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем.                           (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол,                        (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                       (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…                        (катаем мячик по столу)

Потом ручку поменяем                          (меняем руки)

Пальчиковая игра «Игрушки» (с массажным мячом СУ-Джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На большом диване в ряд       (поочередно катаем шарик к каждому  пальчику, начиная с большого)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять      (надавливаем шариком на кончики пальцев)

Помогаем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

Пальчиковая игра «Орехи» (с массажным мячом СУ-Джок)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).
Это в школе нам поможет 
Буквы ровные писать.

«Буль-буль» (развиваем речевое дыхание)

Ход игры: в стакан налить воду, трубочку для коктейля положить в стакан, делаем глубокий вдох носом и выдох ртом через трубочку в воду, получается «Буль-буль».

Оборудование: стакан с водой, трубочка для коктейля, детские фартуки из непромокаемой ткани.

«Водоносы»

Переливание воды и перекладывание льдинок из емкости в емкость даст ребенку жизненный опыт и навык.

Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина в стакан, из стакана в стакан, передавать стакан другу и п.т., главная задача не пролить и аккуратно перелить воду.

Оборудование: вода, лед, пластмассовые стаканчики, кувшин пластмассовый, детские фартуки из непромокаемой ткани.

«Плывет, плывет кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Ход игры: сделать вместе с детьми кораблик из бумаги, пускаем кораблики в воду и  плавно дуем  на кораблики (вдох носом, выдох ртом).
Оборудование: ёмкость с водой, бумага, детские фартуки из непромокаемой ткани.
В этой игре можно использовать любые нетонущие предметы-заменители (пластик, шарик для пинг-понга, деревянные предметы и т.п.).

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!

Р. Бикметова

Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!  

Е. Арс

«Собери бусы» (развитие мелкой моторики)

Ход игры: в ёмкость с водой выложить бусины. Необходимо собрать  в воде бусы.
Оборудование: ёмкость с водой, шнурок, бусины, детские фартуки из непромокаемой ткани.

Бусинку за бусинкой соберу на нитку.

Мой подарок знаю, вызовет улыбку.

Маме он понравится, и она в ответ

Скажет, что красивей бус на свете нет!

Н.Снежная.

«Я - Помощник» (развиваем силу руки)

Ход игры: в ёмкость с теплой водой кладем губку или тряпочки, ребенку необходимо достать из воды губку или тряпочку и выжать.

Игра может усложняться размером губки и тряпочки, вначале среднего размера, затем маленькие и большие, чтоб у ребенка была разная сила нажатия на выжимаемый предмет.
Оборудование: ёмкость с водой, губки и тряпочки разных размеров и жесткости, детские фартуки из непромокаемой ткани.

«Моем посуду»

Ход игры: куклы, мишки и утята, все покушали ребята! А для нас такой пустяк, посуду  мыть Я мастак.

Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, детские фартуки из непромокаемой ткани.

Мыть посуду – не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом… осколки.

Петухова Т.

Чашку моем от микробов.
Мы за ними смотрим в оба.
Спасем тебя мы, чашка —
Чумазая бедняжка.

Томпакова Т.

 

«Выложи букву на воде»

Ход игры: в ёмкости с водой выложить на  воде буквы деревянными  палочками.
Оборудование: ёмкость с водой, деревянные палочки (разного цвета), детские фартуки из непромокаемой ткани.

«Выложи букву под водой»

Ход игры: в ёмкости с водой выложить под  водой буквы металлическими   палочками.
Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, детские фартуки из непромокаемой ткани.

«Фрукты или овощи» (пополнение словаря, обобщение предметов)

Ход игры: воспитанникам описываем предмет: «Достань овальный, желтый, полезный, на вкус кислый предмет (лимон)».  Дети из воды достают предмет и определяют это фрукт или овощ и кладут в нужную корзину. В ходе игры педагог и ребенок меняются, ребенок описывает предмет, педагог достает предмет из воды.

Такие игры можно проводить с разными предметами: игрушки, мебель, животные дикие и домашние и т.п.

Оборудование: ёмкость с водой, корзины, пластиковый набор фруктов и овощей, детские фартуки из непромокаемой ткани.

«Камушки МАРБЛС»

Ход игры: на дно в ёмкость с водой положить картинку для работы с камушками МАРБЛС. Ребенок выкладывает рисунок в воде из камушков МАРБЛС или из цветного льда.

Оборудование: ёмкость с водой, камушки МАРБЛС или цветной лёд, детские фартуки из непромокаемой ткани.

«Ловкий рыбак» (математика, счет)

Ход игры: в ёмкость с водой положить пластиковые рыбки. Ребенок с помощью сачка или удочки вылавливает рыбки и считает. Согласование существительного с числительным (одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

В игре можно использовать разные предметы по разным темам: «Почистим море», «Разноцветные бусины», «Достань  жемчужины», «Льдинки» и т.п.
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые рыбки, сачок, игрушки по темам, детские фартуки из непромокаемой ткани.

Рядом с рыбаком всегда

Солнце, воздух и вода,

А  воде резвится рыба.

Рыба стой! Плыви сюда.

Галина Листопад.

Итогом мастер-класса стало: родители поиграли с водой и льдом, испытали себя в роли детей, получили массу впечатлений и удовольствия от игры с водой и льдом, обменялись мнениями об использовании коррекционных методов дома, а также опытом оздоровления и обучения детей в семье. "Живой" диалог, переложенный на практику, именно в таких условиях коррекционная деятельность приобретает форму игры, у участников улучшается настроение, появляется интерес ко всему новому, более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Автор – составитель: Сабитова Оксана Витальевна, учитель - логопед 1 кв. категории

МАДОУ д/с № 149 города Тюмени.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2019/2020 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 152
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги