Особенности сенсорного развития детей с нарушениями речи

  пт., 22.12.2017

Сенсорное развитие детей с нарушениями речи  отличается своеобразием. А в раннем дошкольном возрасте (2-3 года) это совершенно особая история.

Работая в детском саду замечаешь, что зрение и слух у плохоговорящих детей 2-3 лет физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, затруднен - снижен его объём, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Затруднена в силу возраста детей ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств  предметов.

В то же время дети с ОНР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить в дальнейшем (в возрасте 4-5 лет)  предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, делаем вывод, что не своевременно  (в 2-3 года) сформированные  эталонные  представления имеют крайне негативное влияние на дальнейшем сенсорном развитии детей дошкольного возраста.  Поэтому в структурном подразделении «Солнышко» МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» уже с младших групп учитель-логопед совместно с воспитателями уделяют большое внимание  педагогическому просвещению родителей в вопросах сенсорного развития детей: организуют собрания и консультации, где родители в игровой форме  получают необходимые знания, проводят мастер-классы  по организации этих игры по время  возвращения из детского сада домой, ожидая на остановке транспорт. Так, в своей работе  с детьми 1 младших групп, а также родителям предлагаются следующие игры: игра «Расскажи мне», «Высокий - низкий», «Широкий – узкий», «Цветовой спектр». Играя, дети называют основные цвета, но испытывают трудности в названии промежуточных цветовых оттенков.

Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов – представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребёнок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения и естественно мы можем наблюдать у детей замедленное восприятие целостного образа предмета. Для этого в нашем  структурном подразделении «Солнышко» используются игры  на  развитие тактильно-двигательного восприятия у детей, а на мастер – классах предлагаются родителям их применение в домашних условиях.

Например, в игре «Найди спрятанные предметы» идет активизация словаря по лексическим темам, и дифференцировка кинестетических и тактильных ощущений, дети ищут предметы в крупах, в воде разной температуры, меняется фактура материала, свойства поверхности, формы и величины.

Без родителей и  их помощи в закреплении сенсорных эталонах у детей  в повседневной жизни нам не преодолеть все трудности.   У дошкольников, имеющих нарушения речи,  развитие сенсорной сферы  значительно отстаёт по срокам формирования и происходит неравномерно. Поэтому на встречах с родителями, консультациях стараемся говорить, чтобы они не забывали, что сенсорное развитие - это важный этап развития ребёнка в целом и необходимо уделять внимание сенсорному развитию, так как оно является базовым для успешного овладения разными видами деятельности.  

Автор репортажа: Шпакович Татьяна Степановна, учитель-логопед

СП детский сад «Солнышко» с. Бердюжье.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать "Свидетельство о публикации в СМИ". Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2017/2018 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Оставьте свой комментарий


Просмотров: 75
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги