Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста

  вс., 06.04.2014

Автор:

Мишарина Татьяна Леонидовна,

воспитатель

МБДОУ д/с № 83 "Утиное гнездышко"

г.Сургута  

вторая категория, стаж 17 лет

«Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями»
К. Н. Поливанова

 

        Неоценима роль и значение дидактических игр для развития словаря  детей.   Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала, наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое, и нравственное развитие дошкольников.

        Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контексте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.

        Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя  в различных ситуациях.

        Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности, а также способствует развитию логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,

игра для них – серьезная форма  воспитания»
Н. К. Крупская

 

В незатейливой домашней обстановке в игровой форме, можно расширить бытовой словарь малыша. Интерес у детей вызывают дидактические игры: «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», «Искупаем куклу», «Уложим куклу спать», «Накроем стол к обеду» и др.,  в которых показываются реальные действия на реальных предметах.

Вашему вниманию предлагается картотека дидактических игр.

Тема «Посуда»

Игра «Накроем стол к чаю».

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».

Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.

Методические указания.

Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

Игра «Чего не стало? ».

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках.

2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце). 

Развивать зрительное внимание, память.

Оборудование. Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды.

Методические указания.

Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров.

Тема «Транспорт».

Игра «Чудесная коробка».

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

2. Учить составлять целое из частей.

3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы. 

Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.

Методические указания.

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.  Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

Тема. «Зимующие птицы».

Игра «Покажи правильно».

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.

3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Методические рекомендации.

Взрослый показывает ребенку изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнал ребенок. Просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют. 

В дальнейшем взрослый убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Примерный ответ: «Нет воробья» и т. д.

Ребенок отгадывает загадки о птицах, выбирает изображения угаданной птицы и показывает отгадку.

Тема «Домашние птицы».

Игра «Кто живёт во дворе? »

Программное содержание.

1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

2. Грамматика. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.

Оборудование. Предметные картинки.

Методические рекомендации.

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

         Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом.  

Уважаемые родители!

         Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям  лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад)_____________________________________________ 3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________

4. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? __________________________________________________________________5.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительная, удовлетворительная, хорошая).________________________________________ 6. Bы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет) ________________

7.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?___

8.B речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные ухи, много стулов, моя яблоко.________________________________________________

9. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?_________________________________________________________

10. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________

11. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?____________________________________________________

12. B чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи? __________________________________________

13. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________

14.Ваши замечания, предложения, пожелания    __________________________________________________________________

 

Благодарим за сотрудничество!

Итоги консультации:

 Совместная игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества, взрослого и ребенка. В ходе совместных игр ребенок получает огромный навык общения - это умение слышать друг друга. 

В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. Именно в  дидактической игре, выявляются черты характера каждого участника. Как положительные - настойчивость, целеустремленность, товарищество, отзывчивость, скромность,  честность и др. Так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость.

Можно сказать, в игре у ребенка активизируется речевая деятельность, словарь пополняется новыми словами, обогащается его содержание.

А самое главное – те знания, которые были получены в игре, малыш может использовать в повседневной жизни.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1.      Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку   дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред.   пед. учеб.   заведен.М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

2.      Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для      воспитателя д/с. А.К Бондаренко. – М.: Просвещение,1991.

3.      Игра дошкольника./ Под ред. C.A. Новоселовой. – М.: Просвещение,       1989.

4.      Козлова С.А. Дошкольная педагогика. С.А. Козлова, Т.А.       Куликова. -         М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5.      Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Сохина Ф.А. -        М.: Педагогика, 1984.       

6.      Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред.          М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1989. 

7.      Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. А.И. Сорокина. -       М.: Просвещение, 1992.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002487

Штрих код (№ квитанции) 62502671067523  Дата отправки 11 апреля 2014 г.

Поделиться
Просмотров: 26131
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.