Комплексная помощь семьям с гиперактивным ребёнком

  пт., 21.02.2014

Составитель:

Денисюк Алена Сергеевна,

воспитатель

МБДОУ ДСКВ №8 "Снеговичок"

города Нижневартовска

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребёнок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за её пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упрёков у гиперактивного ребёнка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжёлая дезадаптация.

Основными проявлениями гиперактивности являются слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разделяют признаки гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии (гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии хотя бы шести из перечисленных признаков):

  • Дефицит активного внимания
  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим желанием берётся за выполнение задания, но так и не заканчивает его.
  4. Не организован.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчивым.
  • Двигательная расторможенность
  1. Постоянно ёрзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства.
  3. Спит намного меньше, чем другие дети.
  4. Очень говорлив.
  • Импульсивность
  1. Начинает отвечать, не дослушав.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.
  3. Плохо сосредоточивается.
  4. Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия.
  6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающая в различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.

1.    Медикаментозное лечение

В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.

2.    Психокоррекционная работа

Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование позновательной мотивации, творческих способностей. Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребёнка на определённом месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребёнка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребёнка в группе, создание гибкого режима работы.

3.    Работа с семьёй

Родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.

Главная задача психолога и педагога – научить родителей принимать своего ребёнка таким, какой он есть.

Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребёнка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребёнком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребёнка, построеного на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные  результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, чёткая направленность работы делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий, которые организовываются индивидуально для каждой семьи. На таких занятиях необходимо обсуждение следующих вопросов:

  • Тактика поведения с ребёнком,
  • Способы разрешения конфликтов,
  • Недопустимость жёсткого обращения с ребёнком.

4.    Педагогическая коррекция

Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребёнка режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную работу.  При развитии психических процессов необходимо также соблюдать данный принцип. Например, проводя работу, направленную на тренировку внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух функций (внимание и  контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно увлечь ребёнка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересовав его.

При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребёнком эффективным является соблюдение родителями и педагогами «Правил поведения с ребёнком».

Правила поведения с гиперактивным ребёнком

  1. Заниматься с ребёнком в начале дня, а не в вечернее время.
  2. Уменьшить интеллектуальную (умственную) нагрузку.
  3. Дробить занятия на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Снизить требования к аккуратности в начале занятия для формирования чувства успеха.
  5. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым.
  6. Использовать тактильный контакт.
  7. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  8. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  9. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  11. Оставаться спокойным в любых ситуациях!

Список литературы

И.П. Брязгунов,  Е.В.Касатикова Мой ребенок 2002 г.

Дошкольная педагогика №8 декабрь 2007 г.

Дошкольная педагогика №4 май 2008 г.

Интернет-ресурсы:

http://www.vseodetishkax.ru/osobye-deti/14-giperaktivnye-deti-/23-giperaktivnyj-rebenok

http://festival.1september.ru/articles/614712/

Тест на гиперактивность ребёнка http://www.psi-test.ru/child/hyperactive-child.html

Еще раз о гиперактивности, или "Как играть с гиперактивным ребенком"

http://www.centr45.ru/TSentralnaya_PMPK/Konsultatsii/Igra_s_giperaktivnyim_rebenkom/

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002395

Штрих код (№ квитанции) 62502670052117 Дата отправки 26 февраля 2014 г

Поделиться
Просмотров: 3547
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.