Комплексная помощь семьям с гиперактивным ребёнком |
пт., 21.02.2014 |
Составитель:
Денисюк Алена Сергеевна,
воспитатель
МБДОУ ДСКВ №8 "Снеговичок"
города Нижневартовска
По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребёнок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за её пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упрёков у гиперактивного ребёнка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжёлая дезадаптация.
Основными проявлениями гиперактивности являются слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разделяют признаки гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии (гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии хотя бы шести из перечисленных признаков):
- Дефицит активного внимания
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим желанием берётся за выполнение задания, но так и не заканчивает его.
- Не организован.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
- Часто бывает забывчивым.
- Двигательная расторможенность
- Постоянно ёрзает.
- Проявляет признаки беспокойства.
- Спит намного меньше, чем другие дети.
- Очень говорлив.
- Импульсивность
- Начинает отвечать, не дослушав.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.
- Плохо сосредоточивается.
- Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия.
- При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающая в различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.
1. Медикаментозное лечение
В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.
2. Психокоррекционная работа
Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование позновательной мотивации, творческих способностей. Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребёнка на определённом месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребёнка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребёнка в группе, создание гибкого режима работы.
3. Работа с семьёй
Родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.
Главная задача психолога и педагога – научить родителей принимать своего ребёнка таким, какой он есть.
Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребёнка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребёнком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребёнка, построеного на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, чёткая направленность работы делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.
Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий, которые организовываются индивидуально для каждой семьи. На таких занятиях необходимо обсуждение следующих вопросов:
- Тактика поведения с ребёнком,
- Способы разрешения конфликтов,
- Недопустимость жёсткого обращения с ребёнком.
4. Педагогическая коррекция
Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребёнка режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать данный принцип. Например, проводя работу, направленную на тренировку внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух функций (внимание и контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно увлечь ребёнка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересовав его.
При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребёнком эффективным является соблюдение родителями и педагогами «Правил поведения с ребёнком».
Правила поведения с гиперактивным ребёнком
- Заниматься с ребёнком в начале дня, а не в вечернее время.
- Уменьшить интеллектуальную (умственную) нагрузку.
- Дробить занятия на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Снизить требования к аккуратности в начале занятия для формирования чувства успеха.
- Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым.
- Использовать тактильный контакт.
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребёнку возможность выбора.
- Оставаться спокойным в любых ситуациях!
Список литературы
И.П. Брязгунов, Е.В.Касатикова Мой ребенок 2002 г.
Дошкольная педагогика №8 декабрь 2007 г.
Дошкольная педагогика №4 май 2008 г.
Интернет-ресурсы:
http://www.vseodetishkax.ru/osobye-deti/14-giperaktivnye-deti-/23-giperaktivnyj-rebenok
http://festival.1september.ru/articles/614712/
Тест на гиперактивность ребёнка http://www.psi-test.ru/child/hyperactive-child.html
Еще раз о гиперактивности, или "Как играть с гиперактивным ребенком"
http://www.centr45.ru/TSentralnaya_PMPK/Konsultatsii/Igra_s_giperaktivnyim_rebenkom/
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002395
Штрих код (№ квитанции) 62502670052117 Дата отправки 26 февраля 2014 г