Нетрадиционные методы оздоровления детей путем массажа биологически активных точек

  чт., 26.12.2013

консультация для родителей "Здоровье ребенка в ваших руках"

Автор: 

Поспелова Надежда Петровна,

воспитатель МАДОУ д/с № 89 города Тюмени

        Не так давно у нас в стране социологи подсчитали так называемые составные здоровья среднестатистического человека. И вот какие любопытные факты высветило это исследование. Оказывается, в немалой степени здоровье человека зависит от наследственности. Но этому сейчас никто не удивляется. Самое удивительное другое. Если медики станут хорошо лечить все без исключения заболевания, то от этого здоровье человека сохранится в целом лишь 8-10, максимум на 15-17 %. В то же время если человек будет жить и трудиться в идеальных условиях, то благодаря этому его здоровье улучшиться еще на 20-25 %. Но вот остальные 50% здоровья целиком и полностью зависит от жизненного уклада самого человека, а точнее, от того, насколько он сам и его семья, особенно если речь идет о ребенке, уделяют внимание общеоздоровительным мероприятиям. Мы имеем в виду различные занятия физкультурой и спортом, гимнастика, а также массаж, закаливающие процедуры.

      Так что, призывая родителей заняться здоровьем детей, мы в первую очередь хотим обратить их внимание на эту сторону дела.

      В последнее время в структуре многих детских поликлиник появились отделения восстановительного лечения, или, как их еще называют, отделения реабилитации. Основная цель деятельности этих отделений не только восстанавливает здоровье детей после длительных  и тяжелых заболеваний, но и всячески оздоровлять ребят. И хотя прошло не так много времени, но уже сегодня специалистам подобных отделений накоплен немалый опыт. Практика показывает, что одним из наиболее перспективных и, самое главное, простых и общедоступных методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек. Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор. Массаж этих точек у детей могут осуществлять сами родители, которые фактически уже после одной консультации специалиста и практического показа сразу же осваивают нехитрые премудрости данной процедуры.

        Итак, с чего же начать? Сначала надо хорошо усвоить расположение зон для проведения массажа. Но кое-что в этом направлении вы уже успели сделать и без наших советов, например, научив ребенка пользоваться зубной щеткой: на слизистой оболочке рта есть представители чуть ли не всех важнейших органов – сердца, верхних дыхательных путей и легких, желудка. Кишечника, печени и почек. Поэтому энергичная утренняя работа зубной щеткой способна дать хорошую «зарядку» всему организму в целом, не говоря уже о том, что это совершенно необходимая гигиеническая процедура.

       Однако, присмотритесь повнимательнее к тому, как чистят зубы ваши дети, заодно проанализируйте и свои действия. Уверен, многие девочки со свойственной большинству из них аккуратности будут делать это, как говорят, с чувством, с толком и расстановкой, а вот мальчики – нехотя и с ленцой. Между тем специальное исследования показали, что большинство детей даже школьного возраста, да и многие взрослые, чистят зубы всего 15-30 секунд, а этого времени слишком мало. Отсюда неудовлетворенные результаты: на зубах остается налет, десны не получают необходимого массажа, организм не заряжается бодростью.

     Немаловажное значение имеет и время чистки зубов. Как известно, зубы чистят утром и вечером. И логика в этом есть. За целый день на зубах скапливается множество частичек пищи. На всю процедуру чистки зубов в среднем должно уходить не менее 2,5-3 минут.

    Эффективность чистки зубов значительно повышается при использовании зубных паст, содержащих физиологически активные вещества растений. К ним относятся «Чебурашка», «Экстра», «Ромашка», «Спутник», «Зодиак» и другие.

     Чистку зубов полезно сочетать с пальцевым массажем десен. Для этого необходимо небольшое количество зубной пасты нанести на указательный и большой палец. Начинать массаж следует от центра челюстей, а затем постепенно перемещать пальцы в стороны. На верхней части челюсти массируют сверху вниз (от десен к зубам), а нижней – снизу вверх

    Кроме того, массирование должно осуществляться круговыми движениями. Утром – лучше по ходу часовой стрелки. Вечером – против нее. Давление на слизистую оболочку должно быть безболезненным. Утром более глубоким, вечером – поверхностным. Продолжительность – 5-7 минут. Делать самомассаж десен нужно после чистки зубов и полоскания рта. Закончив процедуру, следует снова прополоскать рот.

       При регулярном применении массажа десен нежная слизистая оболочка получает своеобразную закалку: она уплотняется, возрастает ее устойчивость к механическим факторам, холоду и теплу, улучшается кровообращение, питание десен и зубов. Все это способствует их оздоровлению. Между тем кариес зубов нередко служит причиной других еще более серьезных заболеваний, так как плохие зубы - это источник инфекций в организме.

       Теперь посмотрите на лицо своего ребенка. На лице у любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливания организма. Эти зоны были обнаружены старшим научным сотрудником 1-го Московского мединститута – Аллой Алексеевной Уманской. Когда несколько лет тому назад, она докладывала о своем   открытии, то среди врачей возникло немало споров и разногласий. Высказывались и сомневались. Уж слишком простым показался этот массаж, освоить который  под силу даже школьнику. Не верилось, что за несколько минут существенно повысить устойчивость организма к холоду, сырости, вирусам и микробам.

        Однако время рассеяло все сомнения, и сегодня метод Уманской прочно вошел в практику работы педиатров по закаливанию детей. При систематическом, регулярном и правильном применении он дает хорошие результаты.

       Взгляните на схему биологически активных зон, приложенных А. А. Уманской (рис. 1). Всего таких зон 9. Основные (2-4, 6-8) сосредоточены в области лица и шеи. Дополнительные (1,5,9) – сзади, у позвоночника,  на передней поверхности грудной клетки и на руках.

Рис. 1 Зоны закаливающего точечного массажа.

     Начинают массаж с первой зоны, затем последовательно массируют отдельные участки в соответствии с нумерацией. Массаж выполняют следующим образом. Кончиком указательного или среднего пальца слегка нажимают на зону и делают вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее: 3-4 секунды в каждую сторону. Постепенно увеличивают интенсивность воздействия.

     Зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого делают расширяющие движения пальцами сверху вниз от задней к передней поверхности шеи.

     Хорошо размяв все участки и потратив всего 3-4 минуты, вы быстро мобилизуете защитные силы у ребенка. Если в одной из зон при массаже ребенок будет чувствовать болезненность, это сигнализирует о неблагополучие в организме. Значит. Необходимо повторять данную процедуру через каждые полчаса, пока боль не пройдет.

    Лучше всего такой массаж делать утром и вечером. Однако если, например, в семье есть больные гриппом или произошел контакт с таким больным на улице, в транспорте и т.д., необходимо количество сеансов увеличить – это повышает иммунитет и, следовательно, меньше вероятность, что ребенок заразится данной инфекцией.

      В своей практике мы широко рекомендуем метод Уманской при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей, особенно дошкольников. Использование его в детских садах, отдельных школах показано значительное снижение заболеваемости гриппом и гриппоподобными заболеваниями, а так же бронхитом, ангинами.

     Вот почему, дорогие взрослые, мы настоятельно советуем освоить метод – вы быстро увидите, как растет закаленность ваших детей. (Кстати, освоив массаж биологически активных зон, вы потом можете этому обучить и ребят, разумеется, тех, что постарше).

     Но если ваш ребенок заболеет, то его болезнь пройдет в более легкой форме. И в этом случае продолжайте делать массаж, но только чаще, через каждые 30-40 минут.

     Теперь снова посмотрите на своего ребенка и обратите внимание на его уши. Все дело в том, что по форме и состоянию ушных раковин любой опытный врач может сразу установить не только степень здоровья, но и сразу решить для себя, занимается ли данный  человек закаливанием или нет. Специалистами уже давно подмечено: если мочки уха короткие, чахлые, искривленные и крепко приросли к щекам – это не только косметический дефект. Обладатели таких ушей в подавляющем большинстве своем имеют плохое физическое развитие, изнежены, ослаблены…

     Но ушные раковины еще интересны и в другом отношении. Это своеобразная рефлексогенная территория, состоящая в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Поэтому массаж ушных раковин тоже может использоваться при закаливании.

 Вот несколько упражнений из этой серии.

   Быстро загните уши в перед, сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем опустите. Повторите несколько раз так, чтобы ребенок ощущал в ушах хлопок. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья.

    Или вот еще. Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, затем опустите. Словом, так, как это делают с именинниками. Повторите 5-6 раз. Эта процедура особенно полезна при закаливании горла и полости рта, поскольку на ушной мочке расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта.

    И, наконец, еще одно упражнение. Введите большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижмите находящийся спереди выступ ушной раковины, так называемой козелок. Сдавливайте и поворачивайте его во все стороны в течении 20-30 секунд. Настоятельно рекомендуется сделать столь простой прием массажа регулярным: он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло и гортань. Результаты этого не замедлят сказаться – отступят «простуда», насморк, кашель, аллергия.

   Нормализовать проходимость носовых ходов помогает точечный массаж (рис.2). его начинают, надавливать большим и указательным пальцем на точку 1. Сила давления средняя, продолжительность – 30-40 секунд. Затем аналогично проводят массаж точки 2. Надавливание на точки 3, 4, 5, находящихся у краев носа, осуществляют кончиками указательных пальцев, симметрично с обеих сторон. Длится оно 20-30 секунд на каждую точку. Так же массируют специфические носовые точки, расположенные под внешними углами губ по обеим сторонам подбородка.

рис.1 схема точечного массажа улучшающего носовое дыхание

     Улучшение носового дыхания, а также уменьшение выделений из носа дает массаж активных точек ушных раковин. Точки, связанные с полостью носа, расположены на внутренней стороне козелка (выступ ушной раковины спереди ее), симметрично с обеих сторон. Массируют их, слегка надавливая и вращая указательным пальцем по часовой стрелке в течении 3-5 минут (рис. 3).                                                                                                                                     

 

Рис. 3 схема точек кожи ушных раковин рефлекторно связанных с верхними дыхательными путями

1-     Точка горла и гортани, 2 – козелок, 3- точка полости носа, 4- противозавиток.

Теперь перейдем к законам, где тоже имеется представительство всего организма. Это зоны кистей рук. По мнению некоторых ученых, регулярный массаж большого пальца повышает функциональную  деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Подобные воздействия на указательный палец активизируют деятельность желудка, на средний – кишечник, на безымянный – нормализует функции печени, на мизинец – стимулирует работу сердца.

      Если у вашего ребенка стопы постоянно холодные на ощупь и мерзнут, значит, у него высока предрасположенность  к гриппу и гриппоподобным заболеваниям.

      Когда-то наши далекие предки, ходившие, как известно босиком или в легких лаптях, были намного закалённые уже с раннего детства. И это не удивительно. Ходьба по веткам, камешкам и другим неровностям почвы осуществляла повседневный разогревающий массаж подошв и являлась великолепной закаливающей процедурой. К сожалению, во многом это сейчас ушло в прошлое.

       И отрицательный пример в этом отношении мы, взрослые, подаем своим детям сами. Утром, еще не успев встать с постели, нащупываем тапочки. На работу бежим в тесных туфлях. Приходя домой, надеваем шлепанцы. Если же у иного родителя ребенок вздумает пробежать по квартире босиком, то это может стать причиной плохого настроения в семье на целый день…

      Между тем ходьба босиком – это своеобразный сеанс точечного массажа и, как уже отмечалось, закаливание, поскольку на стопах тоже имеются представительство всего организма, и есть также закаливающие зоны. Вот почему всякая возможность побегать ребенку босиком – лишний шаг к здоровью. И вовсе не обязательно, чтобы ребенок много времени проводил босиком. Повседневно можно массировать стопы на скалке или круглой палке, то есть, чтобы ребенок катал их подошвами по нескольку минут в день. Неплохо также приобрести специальные резиновые массажные коврики для стоп. Ребенок может ходить по этому коврику либо стоять, переступая с ноги на ногу. Еще полезнее, если он в это время будет принимать душ.

     В общем, не жалейте времени на проведение точечного массажа. Он укрепляет здоровье вашего ребенка, поднимает его жизненный тону, дает закалку организму. Советует и вам этим заняться. Гарантируем – жалеть не придется. Помните, здоровье ребенка в ваших руках. Вместе с тем давно замечено, в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.

Литература

  1. М.И.Титова»Дорожка здоровья» Мини-проект по укреплению стопы.Журнал «Инструктор по физической культуре» №7 2012г,  с. 57
  2. А.А.Уманская Методические рекомендации МЗ СССР «Щит от всех болезней» Система повышения иммунитета и управления организмом. Книга первая. 2001г
  3. А.А.Уманская Методические рекомендации МЗ СССР «Щит от всех болезней» Система повышения иммунитета и управления организмом. Книга вторая 2001г
  4. Е.А.Дьяковой «Логопедический массаж»,2003г издательский центр «Академия»
  5. В.И.Васечкин «24часа с точечным массажем»2005 Издательство «Полигон»
  6. Лечебный оздоровительный массаж. Праккт.пособие Н.А.Белая,И.Б.,М Т-Око 1994

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002304

Поделиться
Просмотров: 9693
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.