Игры для развития звуковой культуры речи младших дошкольников

  пн., 09.12.2013

Автор:

Брылина Елена Николаевна,

учитель-дефектолог

МАДОУ детский сад № 133
г.Тюмени

Нет на земле гимна торжественнее,

Чем лепет детских уст. Гюго В.

 

Младшая группа

 На третьем году жизни ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [б], [б`], [ф], [ф`], [в], [в`], [т], [т`], [д], [д`], [к], [к`], [г], [г`], [х], [х`], [й],[с`], [л`].

При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими.

 Игры и упражнения на развитие дыхания

 Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.

В этом помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко… Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.

Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.

Чтобы избежать головокружений  делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.

Бабочка.

Бабочка вырезанную из папиросной бумаги прикрепите на нитку длиной 15 – 20 см. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.

Буря в стакане.

Налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок устроит бурю в стакане воды.

 

Игры и упражнения для развития голоса

Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.

Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»

 Дети часто говорят в ускоренном темпе, важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи.

Большой и маленький.

Возьмите картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите большие и громко произнесите: «ТИК-ТАК», затем картинку с маленькими часами и тихо произнесите: «Тик-так».

Передай.

Попросите у ребенка спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка..

Быстро и медленно.

Поиграйте, как зайчик не спеша скачет по дорожке: «Прыг-скок, прыг-скок!» затем зайчик поскакал быстрее, темп движений и речи ускоряется.

Идет человечек (топ-топ) – пальцы шагают по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками.

 Игры для развития артикуляции

Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд), перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.

Птенчик

Ребенок широко открывает рот, язык лежит спокойно на дне ротовой полости, а мама подносит щепоть правой руки изображая как будто что-то туда кладет. (повторить не менее 3 раз)

Ротик шире открывай –

Кушай птенчик не зевай!

Трубочка

С напряжением вытягиваем губы вперед, удерживаем губы 3-5 сек

Губки в трубочку сложи –

Хоботок всем покажи.

Улыбка

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

Колечко

Положение губ, как при произнесении звука [о].

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

Прятки

Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» (3 – 5 раз).

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

Кошечка

Высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык (3 – 5 раз).

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

Лошадка

Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.

Скачем на лошадке

По дорожке кладкой.

Стой лошадка

Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».

Стой моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

Средняя группа

К четырем годам в речи малыша должны появиться свистящие звуки: [с], [з] и [ц], исчезнуть «смягченность» в речи. Ближе к пяти годам ребенок должен произносить шипящие звуки: [ш], [ж], [ч] и [щ].

Игры и упражнения на развитие дыхания

Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.

В этом помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко… Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.

Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.

Чтобы избежать головокружений  делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.

Кораблик.

Покажите ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

Звуковая зарядка.

Коротко, глубоко вдохните. Поднимите руки вверх, пропевая звук [а], затем разведите руки в стороны - [у], вниз - [и].

В следующий раз используйте другую тройку звуков: [УИА], [АОИ], [ОУЭ] и т.п.

Игры и упражнения для развития голоса.

Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.

Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»

Вьюга.

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга. Голосом изобразите завывание вьюги, длительно произнесите звук [в].

Предложите ребенку определить, начинается вьюга или заканчивается.

Если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала бил сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается.

Карусели.

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле – еле – еле – еле

Завертелись карусели (идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом (двигаетесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите (темп постепенно замедляется) –

Карусель остановите (идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два (хлопайте в ладоши и говорите медленно) –

Вот и кончилась игра!

Игры для развития артикуляции.

 

Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд), перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.

Чистим нижние зубки.

Откройте рот, широким кончиком языкам погладьте нижние резцы с внутренней стороны.

Движения совершаем вверх-вниз под счет: «раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6 – 10 раз.

Вкусное варенье.

Откройте рот и широким кончиком языка оближите верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз (3 – 6 раз).

Маляр.

Делаем ремонт в домике-ротике. Откройте рот и языком-кисточкой погладьте небо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно, 4-8 движений).

Лопатка – иголочка.

По команде: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка, …» ребенок выполняет эти упражнения по очереди.

Лопатка.

Откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

Иголочка.

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный язык. Придавая языку форму иголочки (например, тянемся языком к пальчику).

Вот она иголка, -

И остра, и колка.

Лошадка.

Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

Стой лошадка.

Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».

Стой моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

Грибок.

Откройте широко рот, прижмите широкий язык всей плоскостью к небу и присосите его. Удерживайте язык в таком положении как можно дольше (до10 секунд).

Индюк.

Приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Широким кончиком языка, слегка загнутым, производим движения вперед – назад, не отрывая язык от губ.

«Бл,бл,бл,…»

Список используемой литературы.

 

1.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 192 с.

2.Новиковская О.А. 1000игр, заданий и упражнений для развития речи. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 256 с.

3.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002256

Просмотров: 16002
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги