Рекомендации педагогов по комплексному развитию детей с синдромом Дауна от рождения до 1 года. |
чт., 14.11.2013 |
Автор:
Даянова Лилия Камиловна,
воспитатель
Казенное учреждение ХМАО – Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Во все времена рождались дети с синдромом Дауна, но впервые этот синдром описал английский врач Джон Даун в 1886г. А уже тайну этого синдрома - лишней 47 хромосомы открыл в 1959г. Французский генетик Жером Леженом. Лишняя хромосома является результатом нарушения созревания половых клеток. Эта патология не является редкостью, в среднем 1 случай на 700 новорожденных, но благодаря дородовой диагностики рождение детей с синдромом Дауна уменьшилось до 1 случая на 1100 малышей.
И все же, появление в семье ребенка с синдромом Дауна, ставит перед родителями неожиданные проблемы и вопросы.
Почему так случилось именно с нами? Что будет с нашим малышом? Как воспитывать и учить такого ребенка?
Педагоги могут помочь таким семьям.
Прежде всего, не надо винить себя и друг друга в случившемся. Не замыкаться, не наблюдать за ребенком со стороны. Он не такой как вы ожидали? Но это ваш ребенок, и как он будет развиваться, во многом зависит только от вас.
Среди родителей часто бытует мнение, что с педагогической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Это ошибочная точка зрения. Детям с проблемами развития педагогическая помощь необходима с первых недель жизни, несмотря на то, что реальные результаты вы можете получить не скоро.
Опыт работы педагогов работающих с такими детьми убеждает нас в том, что возможности детей с синдромом Дауна не ограничены узким кругом домашнего обихода и навыками элементарного самообслуживания. Способность к росту и развитию интеллекта у этих детей, безусловно, шире, чем принято считать. И особенно, очевидно это там, где родители со всей серьезностью и целеустремленностью относятся к развитию своего ребенка.
Как и у всех детей, младенческий возраст у детей с заболеванием Дауна характеризуется формированием ощущений: вкусовых, тактильных, слуховых, зрительных, осязательных. Появление навыков запаздывает, навыки не так «выражены» в силу физиологических причин (нарушение слуха, зрения, слабости мышечного тонуса и т.д.)
Поэтому педагоги советуют родителям применять стимулирующие приемы по развитию тех или иных навыков у ребенка.
Например, малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Поэтому, для такого ребенка особенно полезна тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция, совместные купания с ребенком, игры в воде, катания ребенка на гимнастических мячах, массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных массажных приспособлений, совместные действия с предметами, пальчиковые игры и т.д.
Стимуляция слухового восприятия идет через массаж ушной раковины, подношение шумовых игрушек, включение аудиокассет с шумом леса, воды, а также детских песенок, пение ребенку (изображая о чем поете), использование игрушек с заводом, частое называние ребенка по имени, артикулирование гласных звуков А,О,У,И, губных согласных П,Б,М и т. д.
При стимуляции зрительного восприятия можно использовать музыкальные подвесные модули (музыкальная карусель), в кроватке ребенка можно подвесить зеркальце, чаще фиксировать взгляд ребенка «глаза в глаза» (игра «Ку-ку», время от времени переносите ребенка в другие помещения, на прогулке поместите ребенка так, чтобы у него был широкий обзор происходящего вокруг; бросайте, катайте предметы, - ребенок наблюдает траекторию полета, рассматривает предметы; вырабатывайте чувство высоты (безопасности), играя с ребенком и показывая, как можно упасть («Поехали-поехали в лес за орехами- с горки бух»).
В период младенчества ребенок вступает в общение с помощью мимики и экспрессивных движений. Поэтому главными задачами в этот период являются организация правильного общения с ребенком, подготовка артикуляционного аппарата к речи, стимуляция речевой активности. Самым значимым в этот период для ребенка является общение со взрослым, который относится к малышу с любовью и нежностью. Помимо правильной организации общения следует использовать простой массаж органов речи и речевых зон. Это связано с тем, что у ребенка с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус, амимичность лица, анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата.
Педагоги предлагают следующие рекомендации для стимуляции развития речи детей: подготавливать артикуляционный аппарат к активной речи, делать массаж лица перед кормлением, во время кормления с ложки и т.д. Имитировать поведение младенца - повторять за ним звуки, выражение лица; использовать детскую речь – высокий распевный голос; монолог в форме диалога, повторять за ребенком любые вокализации, слоговые цепочки, использовать в общении с ребенком жесты; учить рассматривать иллюстрации к детским книжкам, альбомы с фотографиями родных и близких людей; формировать у ребенка выдох (учить дуть на ватку, перышко), стимулировать речевую активность в бытовых ситуациях (при одевании, кормлении, купании и т.д.)
Литература
1.Барашнев Ю.И., Бахарев В.А., Новиков П.В. Диагностика и лечение врожденных наследственных заболеваний у детей.-2004.-560с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. –М. –Мозаика – Синтез. 2006.
3.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду –М, 2007. –С 11-39.
4. .Голубева Л.Т. Гимнастика и массаж для самых маленьких. –М; -Мозаика –Синтез. 2006
5.Лямина Г.М. -Развитие речи детей раннего возраста.- М.- Айрис- Дидактика. 2005.
6. Мерковская А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста.-М,2012. -25.
7.Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Иллюстрированный материал для развития речи детей раннего возраста. –М. – Айрис – Пресс. 2005.
8.Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. –М. – Мозаика – Синтез. 2005.
Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002228 ШПИ 62502666132229 дата отправки 16.11.2013г.