Значение занятий по плаванию

  сб., 06.10.2012

Автор:

Ермакова Светлана Николаевна, 

Инструктор по плаванию

МБДОУ ДСКВ №80 "Светлячок

г.Нижневартовск   

Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.

 Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. 

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800--2100 см3.

При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40--50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей - тазового пояса. В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в. качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича - полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических  движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Обучение плаванию

Плавание — как возможность передвижения в воде — человек использует с давних времен. Благоприятное воздействие плавания на организм человека было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях. Появление в жизни общества физической культуры как неотъемлемой части общей культуры явилось очередной ступенью в развитии плавания.

Наш детский сад дает возможность детям, начиная с 3х лет, научиться плавать.

Основная цель таких занятий — обучение плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной систем.)

В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:

  1. Обучение навыка плавания;
  2. Бережного отношения к своему здоровью;
  3. Навыков личной гигиены;
  4. Воспитание физических качеств;
  5. Безопасного поведения на воде.

В своей работе придерживаемся следующих принципов: учет возрастных и индивидуальных особенностей; системность; нарастание физической нагрузки; доступность; разнообразие и новизна в подборе физических упражнений. В процессе обучения детей плаванию используем следующие методические приемы: показ упражнений, разучивание упражнений, средства наглядности, имитация упражнений, круговая тренировка, исправление ошибок, индивидуальная страховка и помощь, игры на воде и на суше, соревновательный эффект.

Обучение плаванию детей в детском саду проводится поэтапно в зависимости от возраста детей.

Первый этап обучения

Подготовительные упражнения

  • Веселые лягушата
  • Задержка дыхания;
  • Погружение;
  • Всплывание;
  • Лежание на поверхности
  • Скольжение на груди;
  • Скольжение на спине

 

Второй этап обучения

Элементы спортивного упражнения

  • Движение ног при плавании способом «брасс» (на груди);
  • Движение ног при плавании способом «кроль» (на спине);
  • Выдох в воду;
  • Движение ног при плавании способом «брасс» с выдохом в воду.

Третий этап обучения

Спортивные способы плавания

  • Способ плавания «брасс»;
  • способ плавания «кроль на спине»;
  • способ плавания «кроль на груди»;
  • способ плавания «дельфин».

Занятия проводятся в игровой форме. Всякий раз, когда возникает какая — либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. Проводим развлечения, праздники на воде, игры — эстафеты.

Серия А № 0000743

№ кв. 62502652822561

дата отправки 09.10.2012

 

        

Просмотров: 4968
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги