Почему не каждому даётся грамота? |
сб., 21.07.2012 |
Автор:
Змановская Роза Джумаевна,
учитель-логопед
МКДОУ "Детский сад к/в "Золотой ключик"
Пуровский район, г.Тарко-Сале
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Вот таких детей, лишённых речевой одаренности, рано или поздно направляют к логопеду.
Стойкое нарушение чтения называется дислексией.
Стойкое нарушение письма называется дисграфией.
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка. При этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Около 8 процентов школьников страдают дислексией. Это речевое расстройство чаще всего встречается у мальчиков. Дети с дислексией допускают следующие ошибки при чтении:
а) пропускают звуки;
б) добавляют ненужные звуки;
в) искажают произношение звуков;
г) иногда пропускают начальные слоги слов;
д) не различают звуки, имеющие акустико-артикуляционные сходство ( б – п, д – т, к – г, с – з, ш – ж).
Ребята испытывают затруднения при выполнении таких работ, как пересказ, изложение.
Чтобы понять механизм дислексии, необходимо вспомнить о видах слуха.
Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы.
Вторая разновидность слуха – музыкальный слух.
Благодаря ему, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и музыкой великих композиторов.
Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой слух позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недоразвитии речевого слуха обращённая речь воспринимается искажённо. Если у ребёнка нарушен речевой слух, ему трудно овладеть грамотой. Он не сможет читать, так как нечётко различает звуки. Не в состоянии овладеть письмом, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Обучение грамоте детей с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного – двух звуков меняет смысл слова.
Сравните, например, следующие пары слов:
«дочка – точка», «угол – уголь», «палка – балка», «чашка – Сашка».
Замена глухого звука звонким звуком, твердого – мягким, шипящего – свистящим, придаёт слову новое содержание.
Наряду с фонематическим слухом люди обладают особым зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их облик.
К сожалению, не все ребята хорошо запоминают буквы.
Чаще всего логопедам массовых школ приходится обращать внимание на «зеркальный» характер письма учеников. При этом буквы перевёрнуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.
Закономерно встаёт вопрос: можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, если они будут настойчиво заниматься. Существенную помощь ребёнку окажет учитель-логопед. При проведении занятий он использует различные речевые игры, разрезную или магнитную азбуку. Ребёнок должен усвоить, как произносятся определённые звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Для запоминания букв широко используется наглядный материал. Логопатам может помочь и психоневролог, порекомендовав препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.
Только тесное сотрудничество врача, логопеда, родителей поможет устранить такие речевые расстройства, как дислексия и дисграфия.
Серия А № 0000694 № кв. 62502652822264 дата отправки 30.07.2012