Советы и методические рекомендации родителям по развитию моторики пальцев рук детей

  пн., 13.06.2011

выполнила:

Н.И.Беляева,

учитель-логопед

МАДОУ «Сказка»

Сладковского района

Виды детской деятельности,  которые  можно  использовать для развития мелкой моторики пальцев рук

Рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.

Пальчиковый театр.

Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов).

Родителям детей до 3 лет рекомендуется применять:

— поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

— упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

— перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

—   пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Например:

— Сорока, сорока,

Где была? Далеко!

Кашку варила,           Водить по ладони ребенка пальцем —

На стол становила,         «варить кашку», чередуя поглаживаю-

На крыльцо скакала,        ющие и «скачущие» движения.

Гостей поджидала.

Этому кашки,               Сгибать каждый палец ребенка,

Этому бражки,            начиная с большого,

Этому калины,

Этому малины,

А этому — шишок,      Не сгибать мизинец ребенка, слегка

Шишок под носок!        массировать («чтобы он быстрее

Он мальчик мал,       рос»),

Крупку не драл,

По воду не ходил,

Кашку ему не дадим!

Шуг-шуг! Полетели,     Поднимать вверх руки ребенка и

На головку сели,         класть их на голову, слегка

Песенки запели!           поглаживая.

Дети 3—7 лет для развития ручной умелости должны:

— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

— запускать пальцами мелкие «волчки»;

—   разминать   пальцами   пластилин   и   глину,   лепить   различные поделки; сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

—делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

—барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

— махать в воздухе только пальцами;

— собирать все пальцы в щепотку;

— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

— завязывать узелки на шнурке, веревке;

— застегивать (расстегивать) пуговицы;

— играть с конструктором, мозаикой;

— складывать матрешки;

— рисовать в воздухе;

— мять руками поролоновые шарики, губки;

— рисовать, раскрашивать, штриховать;

— резать (вырезать) ножницами;

— плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

— шить, вышивать, вязать;

— выполнять аппликации.

Советы родителям леворуких детей

Леворукость не определяется как патология и для беспо­койства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.

Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период) и другие причины.

Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.

В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период — 11 —12 лет).

Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.


Поделиться
Просмотров: 5926
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.