Как можно подготовить руку ребенка к письму?

  сб., 27.02.2010

Автор- Медведева Наталья Геннадьевна

Педагог-психолог высшей категории

Автономное Учреждение Дошкольного Образования

«Детский сад Березка Уватского муниципального района»

Краткая аннотация

 Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

  В данной статье описан опыт совместной работы педагога-психолога и воспитателей детского сада «Березка» по теме «Подготовка руки ребенка к письму». Рассматриваются условия, необходимые для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В статье обсуждаются формы и методы работы  с детьми старшего дошкольного возраста, их эффективность, успешность в развитии мелкой моторики.


 Предлагаются упражнения, игры, направленные на повышение уровня развития мелкой моторики.

Каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном возрасте, как правильно подготовить их к школе – этот вопрос волнует коллектив педагогов нашего детского сада уже не первый год.

Одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики.

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей 5 - 6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные  трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.[4,с.227] Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т. д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.

   В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6-летнего ребёнка.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, над - под, около – внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. [4,с.228]

У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.


   К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной  нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.   

  Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, специалистами детского сада, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

  Работа начата была с диагностических заданий, которые помогли нам определить уровень развития мелкой моторики у детей 5-6 лет. Для решения данной цели использовали методики «Дорожки» и «Птенчики», а также тест на развитие графического навыка. [2,с.204] Для определения ведущей руки использовали систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским, а также дополнительные тесты М. Озьяс.

  Исходя из уровня развития мелкой моторики, индивидуальных особенностей и возможностей каждому ребёнку подбирали комплекс упражнений, который позволял ему подготовиться к обучению письму.

Перед нами были поставлены следующие цели и задачи:

1.                Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2.                      Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

Произвольное внимание;

Логическое мышление;

Зрительное и слуховое восприятие;

Память;

Речь;

Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным темпом;

Умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль над собственными действиями.

Для развития мелкой моторики рук использовали следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковую гимнастику или физкультминутки;
  • Пальчиковые игры: со стихами, со скороговорками, со счётными палочками;
  • Пальчиковый театр;
  • Лепку из пластилина;
  • Аппликацию;
  • Работу с бумагой в технике «Оригами»;
  • Рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д.;
  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек, вырезание ножницами);
  • Рисование по трафаретам;
  • Дорисовку (по принципу симметрии);
  • Штриховку;
  • Графические диктанты;
  • Лабиринты;
  • Копирование (по точкам, по образцу);
  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму. [3,с.29]

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата у нас возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук регулярной, используя разные формы работы:

1.                    В блоке специально организованного обучения в форме - занятий;

2.                    В совместной деятельности воспитателя с детьми;

3.                     В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В блок специально организованного обучения, в форме коррекционно-развивающих занятий, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики). Педагог-психолог здесь всегда инициатор. [1,с.119]  

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры…). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. В группах создаётся микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между воспитателем и ребёнком. Воспитатель выступает в позиции партнёра детей, участвующих в совместной деятельности, но партнёра – инициатора. При этом он не обязывает детей к определённого рода активности, но предлагает её и приглашает к ней своим примером и участием. Педагог, как партнёр, поощряет детскую инициативу в развёртывании деятельности и обеспечивает условия для того, чтобы дети при желании могли продолжить её самостоятельно, пока не исчерпают интерес (начатую игру, конструирование, штриховку по трафаретам, пальчиковые игры).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. Воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами. Одновременно  являясь потенциальным партнёром, он готов оказать  поддержку и помощь, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогает войти в группу сверстников тому или иному ребёнку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющими необходимыми способами поведения.

Каждый из этих блоков необходим для развития детей. В педагогическом процессе они сосуществуют, как разные формы, связанные более глубокими отношениями. При составлении плана работы необходимо учитывать связь этих блоков с режимом дня. Целесообразно посвящать занятиям, как известно – утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

Следующим этапом нашей работы был поиск новых путей создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В каждой группе были созданы соответствующие условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал располагался таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе  выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В учебной зоне имеются разнообразные ручки, карандаши, тетради, счётные палочки,  образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, прописи.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, глина, тесто, раскраски, цветные карандаши, краски, мелки, кисточки, трафареты, ножницы, фигурные  линейки, альбомы, раскраски и другое.

Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации:      имеются мелкие игрушки, пуговицы разных цветов и размеров, камешки, ракушки,     геометрические фигуры.  

В нашей работе помогло нам известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуемся мы и рекомендуем его родителям наших воспитанников: « Обращайте внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше». Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления, так как всякого рода перегрузки негативным образом сказываются на развитии детского организма.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься в детском саду и дома.
 1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как - бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элемент
2. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
 
3. Игры с рисованием. Взрослый и ребенок продвигаются по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый - для ребенка. И каждый старается нарисовать посложнее). Как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет").

4.  Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другое.

5.Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

6. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

7.Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и другое. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
8. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.

На основе проделанной работы мы получили положительные результаты.  У большинства детей улучшились показатели уровня развития мелкой моторики, наглядно-образного мышления, зрительного восприятия. Наши воспитанники научились « управлять своими руками», держать уверенно ручку в руке и карандаш. Движения пальцев рук стали точнее, увереннее. Дети научились действовать по словесным инструкциям и самостоятельно продолжать начатое упражнение, стали намного усидчивее. А самое главное – они обрели чувство уверенности в себе и в своих действиях.

  Список литературы.

1.Ген Г.Я. Развитие руки \\Психолог в детском саду.2001.№ 1-2 .С.105-130.

2.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М.,2001. 3.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.,2002. 4.Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Ростов н\Д.,2004.

Поделиться
Просмотров: 9073
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.